телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Оценки других. Как они влияют на нашу личность

/ Просмотров: 3125 / RSS / Обсудить

Оценки других. Как они влияют на нашу личностьМаслоу считал, что практически любой человек постоянно испытывает потребность в признании, в высокой и устойчивой оценке собственных достоинств. Такая оценка удовлетворяет его потребность в ней и дает индивиду понять, что он нужен обществу, значим для него, необходим и полезен. Если такая потребность в оценке будет оставаться неудовлетворенной, то у человека есть лишний повод для уныния, слабости, беспомощности и униженности. А впоследствии неудовлетворенность в потребности оценки запускает развитие компенсаторных механизмов. По мнению Маслоу потребность в признании для человека является базовой, и она необходима для его здорового развития. Примером такой потребности может быть школьник, успешно выдержавший экзамен, и который желает поделиться этой радостью со своими родными и близкими. Положительная оценка достигнутого им результата (которую делают родственники и близкие) только превозносить его в собственных глазах, даря ему еще большую удовлетворенность от сделанного. А отрицательная оценка или отсутствие похвалы за достойно выдержанный экзамен понижает у школьника эту самую удовлетворенность.

В европейских (и в российской, в том числе), культурах, развит принцип «Кнута и пряника». Он используется многими поколениями родителей. В его основе лежит похвала (пряник) при успехе, и наказание (кнут) при отсутствии успеха. Примечательно, что ребенок очень быстро подмечает действие этого принципа и в любой схожей ситуации он ждет определенных поведенческих реакций взрослого человека.

Кроме этого принципа нами прививаются ребенку определенные принципы и постулаты морали, поведения, некие этические нормы. Одним словом мы создаем для него рамки, в которых предлагаем ему существовать в определенное время и в определенном месте. Вместе с этим у такой развивающей и растущей личности, как ребенок, возникает некоторый внутренний конфликт. Конфликт кроется, к примеру, в такой ситуации: решил школьник задачу простым сложением, хотя учитель показывал, как решать такие задачи умножением. В результате при равных ответах в учительском и своем варианте, ребенок получает неудовлетворительную оценку. Вроде бы все верно и ребенок рассчитывал совершено на противоположную оценку своей деятельности, а в результате только лишь получил снижение собственной мотивации. Мы и сами, порою, не замечая того, самостоятельно ее снижаем фразами о том, что ты уже вырос, а не можешь научиться правильно и красиво писать, не освоил таблицу умножения и так далее.

Отсюда вытекает вопрос о правомерности таких оценок, и нужности задавания таких вот рамок существования.

Примечательно, что Маслоу в своих работах о самоактуализантах, писал, что им присущи независимость от окружающего мира, самодостаточность и самостоятельность. Такие личности подчиняются не общественным детерминантам, а прежде всего своим внутренним. Такими детерминантами для них становятся их собственные возможности и способности, законы их природы, творческие импульсы, ресурсы и потребности. Личности самоактулизирующиеся в меньшей степени зависят от других людей, от их мнения, они менее враждебны по отношению к ним, и менее всего нуждаются в похвалах и оценках. Престиж, награды и почет их мало интересуют. Для таких людей важнее самооценка, чем оценка окружающих. Они очень устойчивы к стрессам, переживаниям, трагедиям. Такие личности всегда побуждаются внутренними факторами, а не внешними.

Роджерс в своих работах поддерживал Маслоу, утверждая, что социум представляет для человека некий прессинг, заставляющий его быть не тем, кем он хочет, а тем, кого хотят видеть в нем другие.

Другой светила современной психологии Франкл, занимаясь проблемами изучения смысла жизни современного человека, утверждал, что именно поиск смысла жизни является основной движущей силой в жизни. Он является чем-то личным и чем-то таким, ради чего следует жить. Примечательно, что это автор отмечал трудности человека на пути поиска смысла жизни. Этими трудностями становятся ноогенные психозы, развивающиеся на почве того, что ценности личности могут не соответствовать той шкале ценностей, которая принята в обществе, в котором приходиться данной личности существовать. На лицо проблема влияния социума на отдельно взятую личность. По утверждениям Франкла такие проблемы полезны для развития личности, ее психологического здоровья, и обретения смысла жизни.

Анализируя работы Маслоу, Роджерса и Франкла, мы видим, что они в один голос говорят о тех изменениях личности, которые происходят со взрослыми людьми под влиянием на них социума. Нас же интересует вопрос о том, как воспитать ребенка таким образом, чтобы он испытывал как можно меньшее влияние на свою личность проблем от оценок социума.

По мнению ведущих психологов, ребенку должен быть предоставлен свободный выбор в своем самоопределении, что приведет к удивительному расцвету его здоровых жизненных сил.

Примечательно, что другой психолог, Ю.Б. Гиппенрейтер, делая упор на гуманистическую психологию, утверждал о том, что имеет место быть и безоценочное восприятие личности. Мы должны, воспринимать человека таким, какой он есть. Мы, таким образом, не подгоняем человека в рамки традиций, поощряя его свободу выбора, поддерживая тем самым его собственные решения. Понятно, что без овладения многими навыками общения с ребенком такое восприятие его личности будет невозможно. Примечательно, что именно безоценочное принятие будет тем фактором, которое поможет взрослому разрешить проблемы освоения этих самых навыков.

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)