О мотивации личности
В первом подходе к этому явлению относятся как к некоему структурному образованию, к некой совокупности мотивов и факторов. Примечательно, что именно этого подхода придерживается большинство как зарубежных, так и отечественных психологов.
В сонме множественных определений мотивации более или менее заметную точку в разночтениях поставил отечественный психолог Шадриков В.Д. Согласно его схеме, человек принимает решение с учетом следующих факторов:
потребности, цели личности, уровня притязаний личности, условий деятельности, идеалов, убеждения, мировоззрения, умения и знания.
Во втором подходе мотивация рассматривается практикующими психологами как некий процесс, который способен поддержать психическую человеческую активность на определенном уровне. Иными словами мотивация уже не рассматривается как структурное образование. Она рассматривается как динамическое образование. Такое мнение имеет также своих многочисленных сторонников.
По мнению известного отечественного психолога Ковалева В.И. существует некая схема возникновения мотива. Примерно, она укладывается в следующий алгоритм: возникновение потребностей, их осознание, союз потребностей со стимулом, трансформация потребности в мотив, его последующее осознание.
На практике это выглядит примерно так. Когда человек голоден, то чувство голода вызывает в его сознании образ того предмета, который смог бы стимулировать его потребность. Образ этот стимулирует возникновение побуждения (рождение импульса к действию). Импульс же в свою очередь соотносится с ситуацией и установкой личности. Все это в конечном итоге приводит к выработке плана по достижению поставленной цели.
Более сложная схема стадийного процесса мотивации была предложена отечественным психологом Ильиным Е.П.
На первой стадии формируется первичный, абстрактный мотив. Именно в этой стадии формируется потребность личности, происходит ее побуждение к поисковой деятельности. В этой стадии органическая потребность превращается в потребность личности. Она переживается человеком с приходом внутреннего напряжения и стремления избавиться от этого самого напряжения. Предмет удовлетворения потребности на этой стадии абстрактен. Возникновение абстрактной цели формирует побуждение и поиск конкретного предмета, который и удовлетворит потребность.
Побуждение является подтверждение формирования первичного мотива. В его структуре содержаться: потребности, цели, побуждение к поиску цели.
Вторая стадия является поисковой. Она определяется внешней и внутренней активностью индивида. В ходе этой стадии человек мысленно перебирает конкретные предметы удовлетворения зародившийся потребности. Главной задачей этой стадии, становится задача определения субъективной вероятности успеха поисков.
В третьей фазе происходит выбор конечной цели и формирование намерений по ее достижению. Мы видим, что цель уже была определена во второй фазе, и обрела при этом образ будущего результата. Вот здесь человек сталкивается с мучительной для себя процедурой выбора.
Одним словом эта фаза характеризуется намерением достижения цели, которая выражается в сознательном, преднамеренном побуждении к действию. Побуждение становиться тем фактором, который окончательно формирует мотив.
Если коротко, то по Ильину, мотивация является не чем иным, как процессом формирования мотива.
Наряду с двумя вышеописанными понятиями мотивации принято различать и еще одно толкование этого понятия. Некоторые психологи описывают мотивацию как совокупность мотивов поведения личности и ее деятельности. В этом случае, наряду с обычными параметрами оценки мотивации (как и мотива) используются параметры силы и устойчивости, а также параметры множественности, иерархичности и структурности.
Множественность в данном случае подразумевает достаточное число мотивов. Структурно мотивация будет оценена по тому, как данные мотивы будут между собою связаны в рамках единого уровня. Иерархичность же будет определена на основе доминирования различных групп мотивов.
А. Маслоу предложил свою известную на весь мир иерархию мотивов. В числе первых в ней стоят физиологические потребности личности, в чей список входят потребность безопасности, потребность в любви, потребность в самоуважении. Данный иерархический список потребностей заканчивается самоактулизацией.
Многими психологами как отечественных, так и зарубежных школ подчеркивалась важность направленности личности. По их мнению, именно направленность является системообразующим качеством личности. Направленность способна проявляться в любом виде потребности, в любых мотивах и мотивационных образованиях. Психологический облик личности направленностью и определяется. Именно в рамках направленности выражаются цели, субъективные отношения и мотивы личности.
Как мы уже сказали выше не страницах данного материала, человеческая личность складывается не только под воздействием того, к чему она стремиться, но и под действием того, что она умеет, на что способна, под воздействием собственных способностей, одним словом. Примечательно, что человеческие способности характеризуют не только человеческие возможности. Способности имеют неразрывную связь со склонностями, иными словами включают в себя и момент направленности.
Понимание способностей человека возможно после проведения анализа его жизнедеятельности.
Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!
Комментариев: 0 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
Оставьте комментарий!