телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Детям нужно общество помимо привязанности к родителям

/ Просмотров: 6056 / RSS / Обсудить

Я руками и ногами за естественное родительство. Основное исходное условие этого родительства - по крайней мере, как его понимаю я - доверие инстинктам и суждениям своих детей. Например, вы признаете, что плачущий младенец – это младенец, который в чем-то нуждается. Вы стараетесь понять, в чем состоит потребность, и ее удовлетворить. Вы не даете малышу «прореветься». Вы признаете, что в ходе эволюционной истории младенцы и малыши постарше всегда спали с матерью или другими взрослыми или старшими братьями и сестрами, а не в одиночестве, и что этот сон в одиночестве – кошмар многих малышей. Вы признаете, что малыши, как по сути и все мы, жаждут физического контакта, и вы обеспечиваете им его. Вы не навязываете физический контакт, если малыш не просит, но вы даете и принимаете его, когда он желанен.

Ключевое понятие здесь – чувствительность. Чтобы понять, чего хочет ребенок, в чем он нуждается, и особенно понимать, что хочет и в чем нуждается младенец в доречевой период, вам нужно настроиться на этого человека. Вам придется научиться видеть мир глазами ребенка. Тут нужна эмпатия. Это на самом деле ничем не отличается от требований к любым другим близким отношениям. Чтобы был хороший брак, нужно уметь глубоко проникаться чувствами супруга. Чтобы быть хорошим другом, вы должны быть способны испытывать эмпатию и к другу. Ваш супруг, ваш друг и ваш ребенок – это не вы, у них другие потребности и желания, однако для хороших взаимоотношений с ними вы должны быть чуткими к их потребностям и желаниям.

Естественное родительство часто приравнивают к родительству привязанности, и это верно до тех пор, пока мы правильно понимаем смысл слова «привязанность». В детях от природы не заложена привязанность только к матери или только к матери с отцом. Они, по верному природному биологическому расчету, настроены на создание множества привязанностей к многим членам сообщества. Здесь важно признать, что нуклеарная семья, живущая в доме отдельно от других членов сообщества, с точки зрения эволюции является неестественной средой.

Большую часть истории человечества, еще до развития земледелия, люди жили не в домах, а в местах, которые можно описать как лагерь, стоянку. Основной социальной единицей была группа из 20-50 человек, занятых общим бытом и кочевавших от одного места стоянки к другому (кочевание было необходимо для получения доступа к дичи и съедобным растениям). На каждой стоянке кучно строились маленькие временные хижины для сна. За исключением времени сна люди проводили время вне дома с остальными членами группы. Браки существовали, а у детей были особые отношения со своими родителями, но не «принадлежали» им так, как это происходит в нашей культуре, рассматривающей родителей как собственников детей. Во многих отношениях дети были детьми всей группы. Каждый участвовал в заботе о каждом ребенке. Каждый развивал свои отношения с конкретным ребенком, а дети, даже младенцы, активно участвовали в построении этих отношений.

С точки зрения эволюции вполне понятно, почему дети стремятся наладить близкие отношения со множеством разных людей, не только с родителями. Начать с того, что в продолжение почти всей истории человечества родители нередко умирали до того, как вырастали их дети. Потеря родителя – событие всегда очень печальное, но не фатальное для ребенка, имеющего теплые отношения с другими людьми, давно заботящимися о нем. И, что возможно более важно, цель детства в нашей культуре, как и в культурах охотников-собирателей, – стать независимым существом, способным формировать отношения со множеством разных людей – отношения, необходимые для выживания и продолжения рода. Вы не научитесь этому, глядя только на мать и отца. Вы учитесь этому, обращая внимание на множество людей, имеющих разную личность и потребности и могущих предложить разное. Еще одна цель детства – получить самообразование, то есть впитать идеи, предания, знания, навыки и ценности той культуры, в которой вы растете. Если приходится это осваивать, находясь только рядом с родителями, вы получите только маленькую крошку от большого пирога и не подготовите себя к встрече с миром.

Исключительная привязанность ребенка к родителям не только нечестна по отношению к ребенку, но и может быть обременительна для матери (обычно это именно мать, не отец). Нет ничего естественного в том, чтобы женщина прекращала любую другую деятельность и посвящала себя исключительно детям и домашней рутине, когда она становится матерью. Матери-охотники-собиратели продолжали и добывать пищу, и в полной мере общаться с другими взрослыми из своей и соседних общин. Материнство не изолировало их – даже наоборот, связывало еще больше с каждым членом группы, поскольку все они наслаждались общением с ребенком .

Недавно я имел удовольствие рецензировать главу, написанную моим коллегой из Бостонского колледжа, Гилдой Морелли, и ее коллегами-исследователями Паулой Айви Хенри и Стеффеном Форестером. Материал главы – анализ данных, собранных несколько лет назад в течение месяцев работы этих исследователей в среде народности эфе – охотников-собирателей, живущих в лесу Итури в бассейне Конго в Африке.[1] Исследование сосредоточено на социальных отношениях младенцев и тоддлеров в племенах, которые они изучали. Вот несколько открытий:

  • • Новорожденного эфе первыми берут на руки женщины и дети, находящиеся в хижине матери, помогавшие матери в родах и морально поддерживавшие ее. Затем ребенка передают за пределы хижины на руки каждому члену общины, собравшейся поприветствовать новорожденного. Мать берет его последней.
  • • Младенцев эфе вскармливают не только их матери, но и другие кормящие женщины племени, большинство из которых не является генетическими родственницами матери.
  • • Систематические наблюдения обнаружили, что младенцы эфе в возрасте от 4 до 6 месяцев находятся в близком физическом и/или социальном контакте в среднем с девятью людьми каждые два часа, а в возрасте 18-21 месяцев малыши контактируют в среднем с 14 разными людьми каждые два часа! Общение происходит и с мужчинами, и с женщинами, и с детьми, и со взрослыми. В среднем, как обнаружили исследователи, младенец находится в контакте с одним конкретным человеком всего три минуты, а затем начинает общаться со следующим, и так в течение всего дня.
  • • По мере того как младенцы подрастают, они все более активно устанавливают контакт: тянутся, улыбаются, смеются и другими способами приглашают к общению. Начав ходить, они сами переходят от одного человека к другому и начинают присоединяться к другим детям в разновозрастных игровых группах.
  • • Младенцы эфе и разновозрастные дети постарше отличаются жизнерадостностью и спокойствием, возможно благодаря всему тому вниманию, которое они получают от массы разных людей. Исследователи отметили хорошее настроение детей – они улыбались, смеялись, были внимательными, их глаза светились в среднем 90% времени бодрствования.

Не все охотники-собиратели имеют традиции общего вскармливания младенцев, как у эфе, но все подобные культуры отличаются гораздо большей общностью в заботе о детях, чем мы. Жестокое отношение к детям практически невозможно у охотников-собирателей. Если мать или отец раздражаются и ведут себя грубо с ребенком, другие члены группы немедленно вмешиваются и успокаивают родителя, в то же время аккуратно уводя ребенка. Поскольку забота о детях лежит на всем сообществе, то каждый, включая малышей, может наблюдать, как ухаживают за детьми в группе. Никто не становится родителем, не имея за плечами огромного опыта ухода за детьми и не увидев, как это делают другие. Никто из взрослых не остается брошенным наедине с ребенком, никто не остается без помощи в заботе о нем.

Как же сильно это отличается от нашего общества!

Что мы можем сделать, в контексте современного мира, чтобы обеспечить заботящееся сообщество, столь необходимое детям для здорового развития? И родителям тоже... Это честный вопрос. Ответа я не знаю. Мне действительно интересно ваше мнение. Что вы сделали для того, чтобы обеспечить общение себе и своему ребенку, и насколько успешно?

Примечание

[1] Morelli, G., Ivey Henry, P., & Foerster, S. Relationships and Resource Uncertainty: Cooperative Development of Efe Hunter-Gatherer Infants and Toddlers." In D. Narvaez, K. Valentino, A. Fuentes, J. McKenna, & P. Gray (Eds.), Ancestral Landscapes in Human Evolution. New York: Oxford University Press. Готовится к публикации.

Автор – Питер Грэй. Перевод - Анна Семенова специально для smogendrr.ru. Оригинал на английском опубликован 20 июля 2013 г. здесь.

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)