Как не утопить своего ребенка в море любви?
Что самое интересное, несмотря на это дети все равно испытывают неодолимое желание влезть на высокую горку или раскачаться на качелях, но в тот момент, когда они все-таки оказываются у цели, у них начинается паника.
Конечно, нужно контролировать ребенка, не допуская опасных моментов. Пристальное наблюдение во время игры на детской площадке – это правило, которое все должны соблюдать. Но кидаться с предложениями помощи нужно только тогда, когда без нее действительно не обойтись, а страховать или запрещать только в тот момент, когда есть реальная угроза здоровью.
И мамочки, которым свойственно гипер опекать своего малыша, размышляют примерно так же, но только у них несколько другие границы. Как же отыскать золотую середину?
По поводу излишней опеки было сломано уже множество копий. Но вот как определить, где заканчивается простая забота и начинается это «гипер»?
Для начала определение. Гиперопека – это преувеличенный контроль ребенка в семье. При этой модели поведения подавляется инициатива и самостоятельность ребенка, что замедляет развитие личности. Самый распространенный результат гиперопеки – беспомощность ребенка, когда он в любой ситуации, даже не попробовав собственные силы, зовет к себе не помощь.
Определение с одной стороны ясное, но с другой стороны, как в реальности понять – ограничена ли самостоятельность ребенка, а контроль достаточный или чрезмерный. Необходимо знать определенные контрольные точки, по которым можно определить степень опеки ребенка в семье, но их применение тоже условно.
К примеру, если ребенок в одной семье находится на руках до 1,5 лет, то для кого-то это может служить показателем гиперопеки, а для кого-то естественной ситуацией, когда родители отдают ребенку тепло и защиту, которые необходимы для него.
Для кого-то отсутствие множества запретов для ребенка – это возможность без ограничения познать мир, а для кого-то – отсутствие контроля, то есть недостаточная опека.
Для кого-то контроль ребенка, с указаниями что можно делать, а что нельзя – это признак гиперопеки, а для другие необходимость, чтобы уберечь ребенка от ошибок.
Для того чтобы найти формулу нормального поведения, нужно понимать, зачем и почему родитель контролирует или запрещает поведение ребенка.
Первой и одной из самых распространенных причин ограничения ребенка в действиях – это подсознательное желание родителя сделать свою жизнь более спокойной и удобной.
Простой пример, ребенок рано научился ползать и стремится попасть во все безопасные и опасные места, при этом, как считают родители, он сталкивается с реальной опасностью (домашняя химия, стеклянная посуда, папины инструменты). Для того чтобы сделать свою жизнь более спокойной, можно либо закрыть доступ в опасные места, либо посадить ребенка в ограниченное пространство. Конечно, во втором случае, родителям намного удобнее, но у ребенка нет возможности познать множество окружающих вещей, что требуется для его нормального развития.
Так что же делать? Неужели ребенок для получения информации о внешнем мире должен наесться грязи и порезаться? Нужно честно ответить себе на вопрос, что делается для реальной безопасности ребенка, а что для того, чтобы облегчить жизнь взрослых. Конечно все, что предоставляет опасность нужно убрать, а все остальное, конечно, под бдительным присмотром взрослых, можно оставить для освоения маленького пытливого ума.
Второй причиной чрезмерной опеки является страх за ребенка, то есть желание уберечь от всевозможных опасностей. Но дело в том, что ограждение ребенка от всего на свете не гарантия того, что он станет уверенным в себе и счастливым человеком. В тот момент, когда мы не разрешаем залезть ему на высокую, по нашему мнению горку, мы отнимаем у него возможность самостоятельно принять решение, беря ответственность на себя. А в итоге, кого мы больше ограждаем, ребенка, который, получив несколько синяков, станет счастливие от того, что он сделал сам, или себя, чтобы не было лишних переживаний. Здесь важно помнить о мере, не стоит все запрещать, но и толкать на то, к чему ребенок не готов, нельзя.
И третья причина, которая более всего распространена – подсознательное желание родителей, сделать детей зависимыми от них. Родителям приятно, что ребенок во всем полагается на них, но ребенок теряет самостоятельность и в дальнейшем видит только родителей, в виде источника решения всех своих проблем. Что со временем начинает раздражать и самих родителей, и переходит в серьезный комплекс у детей.
Для того чтобы не перегнуть палку нужно учиться и уметь услышать потребности ребенка, его желания. В нем нужно видеть личность, отдельного человека. И по возможности делить свои намерения и желания и намерения и желания ребенка.
Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!
Комментариев: 0 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
Оставьте комментарий!