телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Внешний локус, уверенность и арифметика

/ Просмотров: 165 / RSS / Обсудить

Когда не знаешь что ответить на издевательство в твой адрес

Большинство тех, кто ненавидит математику прошли в свое время один и тот же курс издевательств в младшей школе, иногда подкрепляемый дома в работе над домашкой с родителями.

Курс этот встраивается в разные предметы и темы, но имеет примерно один и тот же ритуал, который я опишу на примере арифметики. Выглядит он примерно так:

1) Прелюдия:

- Преподаватель знакомит учеников с новой темой, например это будет сложение и вычитание в пределах 20, показывает примеры и демонстрирует правильные решения, что 7+4 будет 11, а 14-5 будет 9, может быть даже показывает как из 14 кубиков забирают 5 и остается 9. Тут пока норм, с наглядностью не всегда так просто и не все считают ее важной, но все же.

- После демонстрации преподаватель задает вопрос, все ли понятно, и и если есть вопросы, в ответ повторяет максимально подходящий к теме вопроса кусочек из лекции, не особо вдаваясь в то, из какой ошибки или пробела задал вопрос ученик. 11+1 - это не 111, а 12 и все, запомни.

- Следующим пунктом идет самостоятельное выполнение работы по новой теме с применением новых правил. Дети считают и пишут ответы, а учитель отмечает правильные и неправильные ответы.

С количеством заданий и проверок процент правильных ответов растет. Но не всегда. Особенно у тех, кто не решился задать вопрос после лекции или получил отмазку вместо ответа, как я привел выше с 111.

2) Завязка конфликта на примере диалога конкретного ученика (У) и учителя младшей школы (П):

У (изображая уверенность) - я считал 12-8 и получилось 6

П (скрывая беспомощность и злость, чуть хмурясь, но изображая дружелюбие и терпимость) - это неправильный ответ, подумай хорошенько

У (заискивающе вопросительным тоном) - может 5?

П (удивленно разочарованно снаружи, в гневе внутри) - уже ближе

У (отчаянно с надеждой) - 4?

П (С чувством облегчения и немного скрытого отвращения) - Правильно, но тебе нужно позаниматься еще, вот сделай эти упражнения и приходи снова

После нескольких повторений подобной истории учеба и старательное угадывание ответа по выражению лица преподавателя сливаются воедино и закрепляются, а отсутствие такого лица с подсказкой при выполнении домашних заданий вводит ученика во все более глубокий ступор и все более отчаянные попытки выкрутиться из ситуации обходными путями:

списыванием, болезнями, соблазнением других через изображение растерянности и вызов жалости и пр.

Сам процесс учебы становится ритуальной пыткой с последующим счастливым освобождением и желанием поскорее забыть о том, чему и КАК ты учился. Фразы типа "подумай хорошенько" начинают автоматически восприниматься как требование побороть сомнения и стараться-напрягаться-мучиться больше. А демонстрация другим сомнения в твоем ответе автоматически чувствуются как то, что он уже знает правильный ответ про тебя и хочет насладиться твоими мучениями, еще раз показав тебе твою никчемность и безнадежность твоих жалких попыток, чтобы в конце этот правильный ответ сказать и ткнуть тебя в него носом, и насладиться своим триумфом.

3) Кульминация конфликта с тем же учеником (УУ) и менее вежливым и более требовательным преподавателем (П2) в средней школе, зачастую садистичным, гневным, нетерпимым к уязвимости и беспомощности

П2 (равнодушно) - сколько будет 25 умножить на 25?

УУ (деревянным голосом, скрывая внутреннюю панику и хватаясь за первое пришедшее в голову число, с вопросительными интонациями и мольбой в тоне) - 1000?

П2 (придерживая ярость и триумф, изображая равнодушие) - И почему, УУ, вы так решили?

УУ (в опустошающей панике из-за того, что не нашел ориентир в подсказке на лице преподавателя, и с чувством, что в пустой башке только ветер свистит ) - Не знаю

П2 (все больше распаляясь от идеи, что ученику плевать на предмет и него самого) - здесь должно быть что-то насмешливо оскорбительное про УУ, обращаясь ко всему классу

УУ (бессознательно заметив, что учитель нуждается в поводах для насмешек, с униженным гневом и возмущением) - здесь должно быть сначала что-то мутно невразумительное в свое оправдание, а со временем что-то ясно протестное про общие ценности и обличение злого учителя

В этом месте конфликт выплескивается окончательно за границы предмета, и все накопленное учеником на предыдущем этапе 2, воспринимается как следствие плохой работы и плохой личности этого второго преподавателя. Северус Снейп и ему подобные персонажи злобных учителей тому примером.

Для многих такой сценарий может показаться безальтернативным, и все вышеупомянутое в таком случе будет лишь топтанием по старым синякам без какой-либо надежды на изменения.

Однако для учителя есть несколько возможностей свернуть с этого пути в трэш и травлю. И для родителей есть возможность найти тех учителей, которые умеют выходить из такого сценария.

И для учеников есть возможность тянуться к учителям, которые умеют иначе.

Я проиллюстрирую места в диалоге, где и куда можно свернуть:

У - 11+1=111

П - Возможно ты складываешь значки с цифрами,к 2 палочкам добавляешь еще 1 и получается три палочки. Но 11 - это не две палочки, нужно вернуться к теме двузначных чисел (последнее скорее себе, чтоб изменить план занятий)

У (изображая уверенность) - я считал 12-8 и получилось 6

П - Ты проверял свой ответ на правильность?

У (заискивающе вопросительным тоном) - может 5?

П - Похоже, ты сомневаешься. Есть ли у тебя способ проверить свои сомнения самостоятельно?

У (отчаянно с надеждой) - 4?

П - Ок, давай вернемся к более простым примерам (для диагностики проблемы, где же исчезнут вопросительные интонации) . Сколько будет 4+3?

Примеры из кульминации конфликта со вторым преподавателем уже не про предмет, и требуют более терапевтического ответа на поведение ученика. В рамках одной статьи все равно не поместится.

А в целом, если найдете своему ребенку преподавателя, который умеет исследовать ошибки и обнаруживать свою ответственность в процессе, то сэкономите себе кучу нервов и денег в возрасте, когда он станет подростком.

А теперь немного вернемеся к языку психологии:

Угадывать единственно правильный ответ по выражению лица другого и привычно считать это дело на данную секунду самым главным делом жизни - это признак внешнего локуса.

Угадывать единственно правильный ответ по выражению лица другого и делать наоборот, чтобы стереть это мерзкое выражение с его лица и привычно считать это дело на данную секунду самым главным делом жизни - это признак внешнего локуса.

Когда ты мгновенно отбрасываешь свои жизненные приоритеты, ценности и планы ради того, чтобы пройти квест с поиском правильного или кнопки внутри другого по отключению таких вопросов, то как ты не называй свое поведение уверенным и достойным, как не изображай силу и твердость, сколько доказательств не имей, внутри ты будешь чувствовать себя все тем же использованным, стыдящимся, возмущенными и растерянным ребенком, сломанной игрушкой в руках садиста, который добра желает и преподает один и тот же урок всю твою жизнь.

пс: все относящееся к арифметике также применимо и к чувствам.

Клиент - Доктор, что со мной? А в ответ слышится - "У вас нет правильного ответа, а у меня есть, и я его не скажу, вам нужно стараться больше"

ппс: на картинке ученик отвечает на вопрос, как он получил тот результат, который получил

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)