телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Для чего нужны Чистый Язык и Символическое Моделирование

/ Просмотров: 7733 / RSS / Обсудить

Бережное отношение к метафорически описанному опыту Сегодня я хочу поделиться с вами одним инструментом. Инструмент этот во многом похож на НЛП (Нейро-Лингвистеческое Программирование). И точно также как НЛП, его можно передавать при обучении другим людям практически без потери содержания. Т.е. вам не нужно обладать какими-либо специальными знаниями, талантом или суперспособностями, чтобы извлечь для себя выгоду из этого инструмента. Даже не инструмента... Технологии. Просто и четко выполняй то, что сказано, и получишь то, что заявлено целью. Это с одной стороны. А с другой - эта технология родилась как противоположность НЛП с его топорным подходом к личности. Я имею в виду случаи, когда НЛП предполагает механистические упражнения, в которых нужно переламывать себя и преодолевать собственное сопротивление. Сопротивление рекомендациям тех, кто даже не видит в тебе живое начало... личность, кто считает, что если ты сто раз скажешь "Я хороший" то станешь лучше. Работа через принуждение, навязывание называется в НЛП "неэкологичной". А рассматриваемая нами безличная технология "Чистый Язык" ставит себе целью максимально экологичное изменение личности. Если вас заинтересовало, как здесь уживаются столь противоположные вещи, приглашаю к более внимательному чтению и изучению приложенных видео.

Так как же помочь человеку, если лишить себя возможности влиять на его решения и навязывать свое мнение?

Новозеландский терапевт Дэвид Гроув (David J. Grove) еще в 80-е годы решил этот вопрос следующим образом. Психотерапевтам он оставил функцию управления вниманием клиента (после чего терапевты стали называться процессорами, а их сессии процессингом), а клиентам отдал эксклюзивное право воспринимать и интерпретировать образы, мысли и чувства, возникающие в их клиентском сознании. Т.е. если клиент говорит, что он "чувствует камень на душе" или "буквально на стену лезет", то именно эти образы и силы должны быть отправной точкой для психологического исследования и развития личности клиента. Любые пересказы своими словами и интерпретации со стороны терапевта он считал существенными искажениями в ходе исследования, приводившими к разрыву между решениями на словах и реальным контекстом проблемы клиента.

Другими словами, как только терапевт, услышав о пассивном реактивном поведении клиента, называет эту ситуацию "комплексом кастрации", то он подменяет реальную проблему на похожую мифологическую, более удобную для психоаналитика, нежели для клиента. Контекст клиентской проблемы частично исчезает, связь с исходным состоянием утрачивается... соответственно, и работа с ним прекращается. Вместо этого возникает что-то другое, новое, возможно полезное, но внешнее и не связанное с ресурсами клиента, неэкологичное. Если же мы хотим быть в контакте с ресурсами клиента, мы должны поддерживать внимание клиента к контексту его проблемы и помогать в освоении и преобразовании этого контекста, а значит говорить языком клиента, от себя добавляя лишь то, что способствует управлению вниманием внутри этого контекста.

Когда интеллект пасует, мы все думаем метафорами... своими

Сталкиваясь в первый раз с физикой микромира мы представляем электроны маленьким шариками, сталкивась с управлением командой мы можем представить подчиненных игрушечными солдатиками, стадом баранов или пешками в игре. Боль может колоть как килограмм проглоченных гвоздей или сдавливать как тиски, счастье и желание может оказаться бабочками в животе, а страх ватными ногами... у кого-нибудь когда-нибудь были действительно ватные ноги? Из физической ваты? Думаю, нет. Но все что-то себе представляют, приняв этот метафорический образ, причем каждый по-своему, эталона ведь нет.

И когда мы хотим кому-либо помочь в трудной ситуации, мы также начинаем думать метафорами по-своему... первые успехи психологии также связаны с обращением к метафорам, зафиксированным в исторической и культурной памяти метафорам - мифам. Однако решение вашей метафорической проблемы с ватными ногами не равно решению решению другого человека просто на основании того, что комплексная оценка состояния обозначена одной и той же метафорой. Решением для другого человека можно считать изменение его восприятия проблемы, причем не просто метафорической картинки, а той, которая сама всплывает из бессознательного этого человека, когда он присматривается к ситуации. Такие метафоры принято называть "эмоционально заряженными". Они имеют внутреннюю логику и динамику развития, как талантливые произведения искусства. В некоторых областях психологии их называют отщепленными частями личности, внутренними детьми, гештальтами и пр.

Контекст и внесение чужеродных элементов

Здесь я просто приведу пример из собственного опыта:

Представьте: мне 14-15 лет. Один малознакомый мужчина дал мне ключ и поручил открыть навесной замок в подвальную дверь. Я этот замок попробовал открыть, и не смог. И так вертел, и эдак. С силой давил, нащупать правильное положение ключа пытался, и никак не получалось. Естественно вернулся к мужчине, а он мне говорит: "Ничего тебе поручить нельзя... с этим замком как с женщиной надо... вот так " и как-то непонятно рукой вильнул. А я в этом возрасте на девочек только тайком заглядывался, подойти боялся и представлял, что так и умру в одиночестве. А тут женщина... Вообще нереально! Замок открыть для меня нереально."

Вот именно это последнее предложение осталось у меня в голове, а то, что он хотел мне сказать, я так и не понял. Возможно, если б у меня был его жизненный опыт, его комплекция, его навыки и много чего еще, то сообщение через эту метафору "с женщиной" дошло бы до меня полнее и полезнее. Но реально оказалось иначе.

Появление Чистого Языка

Наверно вы уже догадались, что "Чистый Язык" является чистым от метафор терапевта. Дэвид Гроув выделил его, наблюдая за работой известных психологов своего времени: Вирджинией Сатир, Карла Роджерса и Милтона Эриксона. Он наблюдал за тем, какие терапевтические воздействия предшествовали изменению состояния клиентов и их метафорических представлений о проблеме и обнаружил следующее: большинство таких воздействий состояли из подтверждения контекста и последующего открытого вопроса по поводу этого контекста. Например так:

- (клиент) Мне было грустно

- (терапевт) И когда вам было грустно, то как именно это было?

Суть этого вопроса в том, чтобы сначала дать имя текущему переживанию и контексту клиента, а потом исследовать его в поисках ресурсов или решения. При этом сам вопрос не ввел в обсуждение ни одного чужеродного объекта-образа или отношения между существующими объектами в метафоре. У клиента как было то, на что он мог опереться на уровне чувств, так оно и осталось, при этом появилась возможность воспринять из своего бессознательного что-то новое.

В результате серии такого рода вопросов может родиться нечто вроде системы метафор, метафорического ландшафта для данной проблемы. В последствии ученики Гроува Пенни Томпкинс и Джеймс Лоули назвали работу над изменением этого ландшафта Символическим Моделированием

Статья о том, из чего состоит Чистый Язык и как он работает

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)