телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Влияние коммуникативных факторов на личностное развитие ребенка

/ Просмотров: 1521 / RSS / Обсудить

Влияние коммуникативных факторов на личностное развитие ребенкаВ коммуникативном факторе необходимо выделять три стороны, любая из которых является результатом устоявшихся за долгие годы контактов ребенка с окружающими его взрослыми людьми:

  • Контакты эмоциональные;
  • Контакты, появившиеся в момент совместных действий;
  • Вербальные (голосовые) контакты.

        Постараемся каждый такой контакт рассмотреть в отдельности.

Многими учеными отмечается факт того, что в речевом развитии ребенка наблюдаются задержки, когда он растет в госпитальном режиме, или же значительную часть своего времени проводит в детском учреждении, где уделяется большое внимание физическому развитию детей, уходу за ними. В таких учреждениях много игрушек и много говорящего обслуживающего персонала, но, такому ребенку недостает личностных, близких контактов.

Такими исследователями, как Е. К. Каверина, Н. М, Щелованов, Ф. И. Фрадкина, Н. М. Аксарина, высказываются предположения, что отставание в речевом развитии детей наблюдается в тот момент, когда ребенок на этапе общения со взрослыми начинает испытывать недостаток в личном,  и при этом окрашенном положительно эмоциональном контакте с ними. Или же,  когда в таком контакте начинают наблюдаться какие-либо дефекты.

Важно помнить, что эмоциональные связи у ребенка с взрослым возникают вскоре после его рождения и примерно в 2 месяца начинают складываться в сложную деятельность. Основной сутью такой системы становиться обмен выражениями взаимного удовольствия и интересов.

Важно помнить и понимать, что даже после перехода ребенка на более высокие уровни ситуативно-делового общения, не уменьшается значение эмоциональных контактов.

Многие исследователи отмечают, что оно не только не уменьшается, но и увеличивается, так как расположение взрослых и ребенка друг к другу начинает включать оценку и практических умений и способностей к интересной совместной деятельности.

Ребенок в присутствии человека, к которому он испытывает привязанность и расположение, чувствует себя более непринужденно, начинает свободно ориентироваться в окружающем его мире, умеет своевременно переключать внимание с одних ситуационных элементов на другие, и от того умеет связывать между собою вид предмета и его название, так как требует задача, поставленная взрослым.

Основанием для такого предположения мы сможем  почерпнуть в работах отечественного психолога С. Ю.Мещеряковой. В своих работах и практических опытах, этот исследователь показал, что при присутствии взрослого человека, малыши, которые достигли возраста окончания первого года жизни, начинают более активно исследовать ситуации, чем это бы происходило в присутствии человека незнакомого им или же в одиночестве. В присутствии знакомого человека, но к которому они не чувствуют привязанности, дети, также не проявляют ситуационной активности, или же проявляют ее слабо.

Опыт близкого общения с взрослым человеком помогает ребенку быстрее выделять коммуникативную речевую задачу, находя при этом средства для ее быстрейшего разрешения. Это и не мудрено, ведь дети всегда смелее смотрят в лицо тем, кого знают и любят, при этом скорее обнаруживают мимику и движение губ  человека путем тактильного контакта и рассматривания. Кроме этого, положительный эмоциональный контакт с взрослым человеком оказывает большое влияние на формирование у малыша зрительно-слуховой связи, чью роль невозможно переоценить на этапе возникновения речи.

Следует отдельно подчеркнуть, что аффективное расположение ребенка к взрослому усиливает тенденцию малышей к подражанию. Логично будет предположить, что в отношении движения речевых органов будет проявляться та же самая тенденция. Артикулирование названия предмета будет вызывать у ребенка склонность к повторению произносимых взрослым слов, при этом, будет способствовать к принятию детьми коммуникативной речевой задачи, придавая ей  побудительное действие.

Естественно предположить что эмоциональный контакт со взрослым оказывает стимулирующее влияние на становление вербальной функции у ребенка благодаря тому, что у него проявляется желание произносить слова, говорить так, как это делают взрослые.

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)