Готовность личности к школьному обучению
Залог успешной школьной учебы во многом кроется в стремлении ребенка к новой школьной жизни, к серьезным тематическим занятиям, к выполнению ответственных поручений.
Понятно, что на появление таких желаний напрямую влияют взрослые, их серьезное отношение к учению, как к важной содержательной деятельности. Кроме этого, важное влияние на развитие таких желаний и качеств имеет отношение к ребенку других детей, возможность подняться с уровня младшего до уровня старших ребят.
Внутренняя позиция будущего школьника во многом также определяется стремлением ребенка занять новое социальное положение. Л.И.Божович характеризует это явление как центральное личностное новообразование, которое самым лучшим образом характеризует личность ребенка в целом.
Образ школьника, его жизни в качестве человека, который занимается общественно нужным и оцениваемым этим самым обществом делом, осознается малышом, как адекватный путь к собственной взрослости.
Эмоциональное отношение ребенка к занятиям в школе специальным образом изучал М.Р.Гинзбург. Им была разработана специальная методика. В ее основу были положены специально отобранные 11 пар прилагательных, которые отрицательно и положительно характеризовали человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный»). Такие пары были отпечатаны на отдельной карточке.
В ходе тестирования перед ребенком устанавливались две коробки с такими картинками, на одной из которых дети шли в школу, а на другой сидели в игрушечном автомобильчике. Детям давалась устная инструкция, суть которой была в объяснении, где на картинке школьники, а где дошкольники и укладывании тех табличек с прилагательными, которые больше всего подходят той или иной группе детей на картинках.
Прилагательное зачитывалось вслух экспериментатором, и карточка передавалась ребенку, для помещения ее в одну из коробочек. Причем прилагательные на карточках зачитывались в произвольном порядке.
Примечателен эксперимент, в котором принимали участие 62 ребенка в возрасте 6-ти лет, которые занимались в нулевых классах школы и в подготовительной группе детского сада. Общим результатом стало положительное отношение детей, как из садика, так и из школы к рисункам со школьниками, следовательно, и к самой школе. Только трое детей дали отрицательные характеристике картинке, на которой дети направляются в школу.
Только тогда можно говорить об устоявшейся внутренней позиции школьника, когда его представление о школе и о своей роли в ней, приобретает искомые черты образа жизни. Можно сказать, что в этот момент его внутренняя позиция получает новое содержание. Такая позиция предопределяет его переход чисто психологически в младший школьный возраст.
Внутренняя позиция ребенка-школьника в самом широком смысле определяется системой потребностей и стремлений ребенка, которые, так или иначе связаны со школой. Иными словами ребенок становиться школьником психологически в тот момент, когда его причастность к ней переживается им как его собственная потребность.
Наличие такой потребности косвенно подтверждается тем, что ребенок отказывается от индивидуально-непосредственного, дошкольно-игрового способа собственного существования и к школьно-учебной деятельности проявляет яркое положительное отношение. Особенно хорошо, если такие проявления относятся непосредственно к процессу учения.
Эта положительная направленность ребенка на школу и на обучение в ней, является важнейшей предпосылкой для беспроблемного вхождения в школьно-учебную действительность с принятием соответствующих школьных требований и полноценного включения в процесс обучения.
Помимо того, что у ребенка, поступающего в школу должно быть выработано положительное отношение к самому учебному процессу, для него и важно отношение к учителю, к сверстникам, которые будут учиться с ними бок о бок, и к самому себе, как к непосредственному участнику данного процесса.
М.И.Лисина утверждает, что к концу дошкольного возраста необходимо, чтобы была сложена такая система общения школьника со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый должен стать непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.
В процессе урока облегчается ситуация общения, когда исключаются непосредственные эмоциональные контакты. Ребенку в процессе урока невозможно общаться с учителем и с окружающими его сверстниками на отвлеченные темы, а можно только давать ответы на задаваемые вопросы, или же самому задавать вопросы, поднимая для этого руку.
Дети, адекватно ведущие себя на занятиях, подчиняются школьным правилам, понимая условность учебного общения.
Личностная готовность школьника к обучению в стенах общеобразовательной школы включает также и особое отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность невозможна без адекватного отношения ребенка к своим способностям, поведению, результатам своего труда. Иными словами, ребенок должен выйти на новый, определенный уровень самосознания. О такой готовности психологи обычно судят при наблюдениях за ребенком в момент беседы со специалистами или на групповых занятиях. Кстати, в современной практике для выявления личностной готовности ребенка к школьному процессу существуют и специально разработанные планы, беседы и экспериментальные приемы.
К примеру, преобладание у личности ребенка игрового или познавательного мотива определяется с помощью выбора деятельности (прослушивает сказку или играет с игрушкой). После знакомства с игрушкой (игрушками) для ребенка начинают читать сказку. На самом интересном месте сказки, чтение прерывается. И малышу задается вопрос о том, что он хочет больше всего - дослушать сказку или же доиграть с игрушкой. При личностной готовности к обучению у ребенка будет доминировать познавательный процесс, и он будет желать узнать конец сказки. Мотивационно не готовые к обучению дети будут отдавать предпочтение игре.
Задаваясь задачей определения личностной готовности ребенка к процессу обучения необходимо определять специфику развития сферы производительности. Производительность поведения будущего школьника проявляется в момент выполнения требований, правил, которые задаются учителями при работах по предлагаемому образцу.
Отсюда можно сделать вывод, что особенность произвольного поведения ребенка может быть отслежена не только в момент наблюдения за них во время групповых занятий или бесед с психологом, но и при помощи специальных методик.
Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!
Комментариев: 0 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
Оставьте комментарий!