телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Система образования будущего в России и мире. Ее новые задачи и цели.

/ Просмотров: 11693 / RSS / Обсудить (1)

Сегодня хотелось бы поговорить о будущем образования в России и в мире. Да не просто поговорить, а отметить перспективные направления его развития, отделить их от уже устаревших и готовых устареть завтра.

Обсуждать в дальнейшем свои роли и цели в сфере образования будет на порядок эффективнее, если знаешь, какие усилия завязнут в бесконечной борьбе с бюрократической машиной, а какие будут восприняты как давно назревшие перемены. Для этого рассмотрим сначала основную форму обучения детей в данный момент, отметим сильные и слабые стороны, сравним ее цели с актуальными на данную минуту задачами общества.

Истоки классно-урочной системы и ее цели

Игры и образование будущего

Для начала напомню, что классно-урочная система появилась усилиями Яна Коменского аж в 16-м веке "сразу" после изобретения печатного станка, и стала воплощением конвейерного подхода к передаче знаний. Появилась эта система в условиях дефицита информации и ее носителей, и ее целью естественным образом стала фиксация и воспроизведение как можно бОльшего количества знаний. На эту благородную цель она работает и сейчас. Если тогда можно было к 25 годам выучить весь массив знаний на заданную тему и во всеоружии приступить к штурму новых вершин, то сейчас человек науки, который пять лет игнорировал информационный поток в своей профессии, уже безнадежно отстал. Образование из этапа жизни вынужденно стало одним из параллельных процессов развития в течение всей жизни. На данный момент задача классно-урочной системы выполнена, мир насытился информацией по традиционным дисциплинам.

Классно-урочная система и бюрократия

Тем не менее, наши образовательные учреждения, имеющие в основании классно-урочную систему, обремененные недвижимостью и огромным штатом сотрудников, продолжают производство ретрансляторов существующих знаний. Копий нынешних знаний уже больше, чем мы можем переварить за всю свою жизнь. Пора бы уже сказать "горшочек, не вари!". Однако надеяться, что процесс перестройки начнется с официальных учреждений, бессмысленно. Кто ж найдет в себе смелость сказать, что работа, на которую потрачены лучшие годы жизни, закончилась. Их инерция естественна. Реалии таковы, что эти учреждения живут в рамках тысяч... сотен тысяч предписаний о том, как правильно должна работать система образования. Это парализует их работу, их творческий настрой, их желание добиться цели всеми реальными способами. Ведь любой реальный шаг будет не соответствовать 99000 из 100000 этих указаний. Нет смысла даже начинать. А любая новая задача тут же превращается в новую стопку предписаний. Хотим мы, чтобы на уроках был творческий элемент? Конечно хотим. И для этого печатаем документ, где учителям в обязательном порядке нужно встроить в их конспект-план урока один из разрешенных ГОСТом № NNNNN творческих элементов. Главное, чтобы не было возможности в рамках данных предписаний сделать что-нибудь неправильно. Те, кто не заботятся о правильности прежде всего, быстро вылетают с работы в моменты авралов, когда сверху поступила команда "избавиться от недостатков". И нет такого указа или предписания, которое изменило бы суть этой системы.

Альтернативы формальной системе образования

Единственный способ развивать образование на данный момент заключается в том, чтобы добровольно разгрузить школы и университеты от их непосильных обязанностей. Но это совершенно не означает, что нужно выполнять их работу и следовать их целям. Нужно поступать так, чтобы им выполнять их цели было не нужно. Это много малых творческих задач для тех, кто готов к риску и к изменениям, задач для каждого из нас. Пора увидеть изменения вокруг, поставить новые цели, выбрать новые формы в образовательном процессе. Но прежде чем о них говорить, обозначим четче цели текущей системы образования.

Приоритетные цели чиновников от образования

Располагаю эти цели в убывающем порядке:

  1. Физическая сохранность детей
  2. Наличие документов, подтверждающих, что процесс обучения находится в рамках всех предписаний
  3. Ученический навык выполнения указаний учителя (это касается и учебных задач, и поведения в целом)
  4. Умение учеников сразу дать правильный ответ на стандартный вопрос на экзамене

Что еще нужно для счастья?! Просто представьте себе место, где все это выполняется, и не видно других негативных последствий. Мечта чиновника от образования, да и только. И хороший источник кадров для новых чиновников.

Методы реализации целей чиновников

Между тем, ученические задачи, актуальные еще в индустриальный период развития общества, сейчас решаются с помощью пары слов в форме поиска Гугля и пары кликов по наиболее релевантным данным. Борьба со шпаргалками, телефонами и прочими источниками информации на экзаменах будет иметь примерно те же результаты, что и движение луддитов в 19-ом веке. Все вопли "а что же будет с нашими детьми, когда введут такой-то предмет?", "давайте сохраним классическое советское образование" или "ЕГЭ катастрофически портит обучение в старших классах" - это ссоры одной неолуддитской группировки с другой.

Старые цели и новые реалии

Образование в настоящем

Полез сейчас искать более адекватное название для тех, кто боится информационных технологий... и не нашел. Назовем их "инфофобы". Название немного парадоксальное для людей, которые видят цель в правильном воспроизводстве информации, однако суть передает отлично. Сейчас информации вокруг нас стало слишком много, и умение "забывать узнанное" стало ценнее умения запоминать. Умение ставить цель и выбирать адекватные методы ее решения стало дефицитнее умения решать стандартные задачи. Умение ориентироваться в избыточном (хаотичном) мире информации успешно заменяет энциклопедические знания. Знания теперь хранят и воспроизводят компьютеры. IBM Deep Blue обыграла чемпиона мира по шахматам. IBM Watson обыграла чемпиона Jeopardy! (прообраз нашей телевикторины "Своя Игра"). Гугль и Яндекс вытеснили из сети множество тематических каталогов, по которым раньше искали информацию пользователи сети. Куда вы пойдете за новой информацией сейчас, в общий каталог нужной вам тематики или в поисковик?! Если хоть немного умеете пользоваться последним, то к нему.

Актуальные задачи новой эпохи

Однако пора вернуться к задачам. Чему в школе не учат совсем (скорее даже наоборот), и что является необходимым для самостоятельной жизни в современном обществе?! Вот ответы, которые приходят мне в голову в первую очередь:

  • Навык самомотивации и саморегуляции, развитие Эмоционального Интеллекта (EQ).
  • Умение ставить себе актуальные задачи. Полезные, реалистичные, развивающие, согласованные с другими.
  • Умение искать нужную информацию и превращать работу с ней в ощутимые поступки. Просто знать теперь мало.
  • Умение переключаться с отдыха на работу и обратно.
  • Умение рассуждать.

(Если у вас есть что дополнить к этому списку, жду ваших комментариев к статье)

Новая форма развития, она же хорошо забытая старая

Для всех этих задач классно-урочная система совершенно не годится. Они нереализуемы в рамках индустриального конвейера. А помощь в данном случае я надеюсь встретить от злейшего врага стандартного обучения, от компьютерных игр. Игры эти с точки зрения старой системы выглядят преимущественно как прямой вред здоровью, нарушение всяческих санитарных и этических норм, отсутствие дисциплины и пренебрежение к "высоким знаниям". Если же на секунду выбраться из кресла чиновника и окунуться в мир игр, то обнаружится, что практически в любой массовой компьютерной игрушке есть большинство компонент, необходимых для развития. А добиться значимого результата внутри игры можно только использовав эти умения на полную катушку. Чтобы не быть голословным, приведу список модулей любой уважающей себя онлайн-игры:

  1. (Поиск знаний) Собственный вики-справочник на тему игры. Описание исторических событий, фотографии и иллюстрации действующих персонажей и объектов. Основные их характеристики. Карты технологического развития. Географические карты игрового мира с отметками значимых поселений. Политическая обстановка между кланами. Редакторы персонажей и карт. Помощь в создании расширений к игре (моды, плагины, патчи).
  2. (Передача личного опыта) Видеолекции, мастерклассы, посвященные сложным игровым моментам.
  3. (Мотивация) Список символических достижений игрока: награды, так называемые "ачивки", звания. Значимость того или иного достижения и выбор специфики развития внутри игры ребенок выбирает сам по своему желанию, согласуясь со своими способностями.
  4. (Планирование) Выполнение текущих заданий приводит, помимо награды, к открытию заданий более высокого уровня сложности. Обратите внимание: новая задача здесь является призом, а не наказанием.
  5. (Социализация) Сообщество, в котором можно общаться на околоигровые темы: собирать свою команду, участвовать в турнирах, обсуждать изменения в игре, изучать механику и математику, по которым происходят события в игровом мире.

Сложности в распространении игровой формы обучения

Весь этот наработанный инструментарий уже можно применять к задачам образования. Вопрос только в том, что порог вхождения в онлайн-игры достаточно велик. Около 12 лет. Большинство умений к этому моменту уже сформировано в рамках школьной системы, и игровая реальность невольно принимает на себя компенсаторную роль, т.е. дает утешение после столкновения со школьной бессмысленной и беспощадной реальностью. Т.е. игры уже сейчас дают старшим детям то, что родители и формальная система образования дать не в состоянии. У детей младшего школьного возраста нет возможности использовать свои естественные любопытство и энергию для собственного развития. Редкие исключения из этого правила дают просто потрясающие результаты: Программа "Пиктомир" позволяет детям 7-8 лет в игровой форме осваивать азы алгоритмического мышления, в то время как школа допускает учеников к этой теме только в 12-13 лет, и в рамках классно-урочной системы дает на порядок худший результат.

Слабое место и приоритетная задача в рамках новой формы развития

Создание конкретных компьютерных игр

  • - для детей от 5 до 12 лет,
  • - с задачами, требующими поэтапного совершенствования реальных предметных знаний,
  • - имеющих реальные последствия в будущем ребенка

будет заведомо полезнее любых законодательных и прочих инициатив в сфере реального образования.

Последствия воплощения в жизнь игровой формы развития

Когда такого рода игр наберется критическая масса, они обрастут связями друг с другом, выстроятся в систему внутри какой-нибудь соц.сети или портала, то дети в "школу" будут ходить лишь затем, чтобы сдавать там экзамены под контролем взрослых. Или для того, чтобы встретиться с экспертами и единомышленниками, чтобы узнать или сделать то, что в рамках игры не удалось. Сама роль помещений для обучения будет соответствовать больше словам "лаборатория", "мастерская", "сцена", "студия". Остальные задачи можно будет решать онлайн.

пс: Игры рассматриваются мной как единственная альтернатива классно-урочной системе лишь потому, что являются ее естественной противоположностью. Они обладают всеми недостающими старой системе качествами и имеют естественную цель - "развитие играющих". Создание игровой реальности также предполагает наличие сообщества, поддерживающего данную игру. Если такое сообщество есть, то оно само в состоянии выполнять множество функций, которые сейчас непосильным грузом лежат на плечах преподавателей:

  • Повторение материала, выбор времени и темпа занятий также остается за учениками. В компьютере это делается кнопками "play", "save" и "load".
  • Мотивацией ученика будет сама непокоренная вершина на следующем уровне развития. Эксперимент на основе теста Карла Дункера подтверждает обоснованность таких ожиданий.
  • Выбор сложности занятий и специализация всегда будет открытыми для ученика, он всегда будет чувствовать предел своего развития и объективные требования к следующему шагу.
  • Качество сопровождающих образовательных материалов будет регулироваться конкуренцией преподавателей, популярностью темы и продуманностью игровых задач. Однажды хорошо сделанная лекция-презентация сможет работать множество раз. У преподавателей появится возможность вкладывать в свои материалы все силы и делать их более совершенными.

ппс: Естественно, "решаемые" школой проблемы "здоровья", "дисциплины на уроках", "унифицированных документов о том, что ты не дурак" и "знаний на всю жизнь" никуда не исчезнут с появлением альтернативы, однако, на мой взгляд, они станут куда менее насущными (это тема для отдельного обсуждения).

пппс: Упомянутые мной "Умение рассуждать" и "умение распознавать эмоциональные состояния", а также "выход к реальным действиям" в нынешних играх слабо развиваются. Именно эти области знаний имеет смысл осваивать в первую очередь. В этих областях разработчиков ждет самый значимый отклик. В частности, применение знаний из курса "Геймификация" от Kevin Werbach на сервисе Coursera и адаптация тестов Пола Экмана по его "Психологии эмоций".

Специально для сайта "За достойное образование"

Запись на очный прием: +7 (921) 328-567-9. Запись на консультацию в скайп тут

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации

Комментариев: 1 RSS

  • Комментариев: 1 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

  •  Всеволод | 23 ноября 2017 в 18:55:03

    Как по мне, будущее системы образования, это, в первую очередь, наборы онлайн курсов строго под конкретную специальность. Например, хочет получить человек позицию Системный администратор, он записывается на блок курсов, которые его готовят к данной позиции. Так будет проще ученику видеть, что его труды будут иметь определенные плоды, а компаниям проще набрать персонал, просто исходя из результатов пройденного блока курсов. В подтверждение моим словам, есть много проектов, типа https://os.university/ru/, или https://ossu.firebaseapp.com/#/ , которые как раз и реализуют данную идею.

Оставьте комментарий!

Комментарий опубликую после проверки

Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

Подписаться на:
(обязательно)