телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Учимся читать играя: 10 правил чтения дошкольникам вслух

/ Просмотров: 4783 / RSS / Обсудить

Исследования показывают, что чтение вслух и разговор с малышом "с пеленок" способны обогатить его к трехлетнему возрасту на 30 миллионов слов (пока что это не словарный запас, а услышанные ребенком слова). Чтение и беседа в полуторагодовалом возрасте очень полезны для развития языковых навыков и словаря малыша. Но достаточно ли их, чтобы подготовить любимого дошколенка к детскому саду и избежать бесполезных треволнений в битве за грамотность?

Недавно я беседовал с родителями, чей пятилетка с внушительным словарным запасом использует "взрослый" язык и выражения наподобие: "Сверьтесь с картой, если хотите прибыть в пункт назначения." (Родители удивлялись, где он выучил "пункт назначения".) При этом парнишка изо всех сил старался бегло написать свое имя, сокрушался, что не умеет читать, хотя его никогда и не заставляли это делать дома, горевал по поводу своих "неудач" в детском саду и выражал негативные эмоции в адрес школы. Одного чтения вслух и разговоров оказалось недостаточно, чтобы подготовить его к детскому саду в эпоху новых стандартов и завышенных ожиданий...

Предлагаем вам десять проверенных на практике "подсказок" по чтению вслух для родителей и дошколят. Результат не заставит себя ждать уже в младшей группе детского сада.

Готовимся к детскому саду. 10 правил [для] чтения вслух.

1. Начинайте читать вслух с раннего возраста и сделайте чтение ежедневной традицией. Всего 5-10 минут в день - вполне разумная трата времени. Обычно ребенок просит еще, если вы все делаете правильно. Пусть любимая книжка ребенка всегда будет под рукой.

2. Используйте технику так называемого диалогового чтения, включающую разговор с младенцем или годовалым малышом о том, что вы читаете. Объясняйте, исследуйте, подчеркивайте, развивайте тему и показывайте связи. Используйте и текст, и иллюстрации, беседуя о сюжете сказки или обсуждая конкретную страничку.

3. Сделайте чтение вслух интерактивным и веселым. Смейтесь до упаду и проявляйте эмоции. Пусть ребенок выберет на полке любимые книжки. Говорите голосами животных, используйте пантомиму, подключайте чувства, показывайте картинки, закрывайте глаза и фантазируйте, украшайте историю личными переживаниями.

4. Поощряйте повторение. Здорово, если вы 300 раз прочитали своему трехлетке его любимую книгу вслух. Наблюдайте, как малыш делает качественный рывок, "читая" по памяти части любимой книги вам в ответ - но будьте терпеливы. Если вы начали с рождения или с годовалого возраста, у вас полно времени. Тяжелее начинать с "ужасными двухлетками" или трехлетками, когда ребенок жаждет большей независимости. Если вы начинаете с 4 или 5 лет, то уделяйте процессу больше времени.

5. Читая вслух, ведите под строчкой указательным пальцем слева направо со скоростью чтения, преувеличенно-выразительно произнося слова. Чтение с такой "указкой" помогает глазам и мозгу ребенка понять важную закономерность - как сочетаются напечатанный текст и голос.

6. Используйте дидактические карточки и этикетки, чтобы сосредоточить внимание на словах. Читайте на прогулке надписи ("Вход", "Выход" и любые другие знакомые слова вокруг). Люди, не признающие дидактических карточек, картинок для развития понятийной сферы и игр со словами, ошибаются. Не слушайте их! Всем известно, что тупое зазубривание чего бы то ни было вредно для дошкольников. Так что подпишите все в комнате и читайте: "кровать" на кровати, "мама" на фото мамы, "папа" на фото папы, "красное" на красных предметах, "шкаф", "стол" и так далее. Пишите имя ребенка повсюду - и на каждом его произведении искусства.

Рисуя собственные книжки с картинками и подписями к ним, перечитывайте их снова и снова. Это могут быть книжки о частях тела, членах семьи, зоопарке, птицах, ферме, грузовиках, цветах, кошках, собаках, профессиях, змеях, насекомых, инструментах, лягушках - обо всем, что интересно малышу или что он хочет коллекционировать. Начинайте с одного слова и одной картинки в день. Используйте фотографии или попросите старших детей нарисовать картинку.

7. Вооружитесь бумагой и карандашом с младенчества (пусть это будут безопасные детские маркеры) и наблюдайте за тем, как каракули превращаются в рисунки и буквы. Помните - дети хотят писать. Сначала учите строчные буквы. Чертите имя ребенка снова и снова, своей рукой поддерживая и направляя руку ребенка, помогая почувствовать механику правильного письма. Пусть это будет весело! Пишите буквы на песке, на запотевшем стекле душа, на бумажной рестораной салфетке, на снегу - да где угодно.

8. Рассказывайте о словах и учите ребенка произносить их. Сосредоточьтесь на словах из двух-трех букв, в которых буква и звук четко соответствуют друг другу. Перечитывая любимые книги, обращайте внимание ребенка на часто встречающиеся простые слова.

Техника "удар каратиста" вам в помощь. Например, можно соединить по буквам слово "кот", когда вы читаете "Кот кататься не привык - Опрокинул грузовик." Вот как это делается: ребенок вытяивает левую руку и правой рукой делает режущий удар каратиста - отмечает "к" на своем плече, "о" на локте, "т" на левой ладони. Затем соединяет три точки быстрым "взмахом" - движением правой рукой от левого плеча через локоть к ладони, во время которого звуки соединяются в слово "кот". (Если ребенок левша - соотвественно наоборот.) Сперва покажите на собственных руках, а затем - очередь ребенка. "Сделав" слово "кот", теперь одним взмахом сделайте "от": два звука - "о" на плече и "т" на сгибе локтя.

"Удар каратиста" упрощает ребенку чтение множества частотных 2-3-буквенных слов, таких как "на", "где", "мяч", "дом". Это отличный способ показать ребенку, как устроено слово и как соотносятся буквы и звуки. Ребенок может использовать "удар каратиста" и для произнесения более длинных слов по слогам - например "Фе-дя" или "бра-тик".

9. Учите сначала звук, а не название буквы. То есть символ "Б" изучайте как звук [б], но не [бэ]. Скажите ребенку, что буква (а позже - сочетание букв) - это "картинка" звука.

10. Обнимайтесь вволю. Быть первым учителем чтения - это же целиком и полностью о привязанности! Не забывайте улыбаться, смеяться и предвкушать чтение - ведь это время только ваше. Не воспринимайте происходящее как урок. Останавливайтесь, когда ребенку больше не интересно. Используйте интерактивные обучающие программы на планшетах, ноутбуках. Цифровые технологии хороши в небольших дозах при интерактивном использовании - это неплохие помощники в освоении грамотности. Качественные обучающие приложения для детей - революционная вещь. Помните, на дворе 21-й век и технологии уже стали неотъемлемой частью мира вашего ребенка.

Покажите эту статью родителям и педагогам, у которых есть дошколята. Давайте подготовим детей к успешному чтению и письму еще в садике!

Опубликовано 11 ноября 2013 г. Автор - Ричард Джентри. Перевод - Анна Семенова специально для smogendrr.ru. Оригинал на на английском здесь.

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)