Из чего состоит Чистый Язык, как вопросами развивать метафоры
Зачем нужен чистый язык в исследовании психологических проблем подробно написано в другой статье, поэтому здесь я ограничусь короткой метафорой: когда ты через поверхность воды смотришь на дно глубокого озера в поисках утерянных ресурсов (близость, поддержка, уверенность,...), то любой упавший в воду объект (словесное вмешательство, совет) превращает спокойную прозрачную поверхость в кривое зеркало (сопротивление или дезориентация). Чистый Язык - это способ общаться с глубиной другого человека, не возмущая поверхость его "озера" и не погружаясь в эту глубину самому.
Ниже вы найдете список вопросов Чистого Языка, пример видеоссессии и текстовый вариант другой сессии с применением Чистого Языка.
Путешествие на глубину и обратно
Истоки сильных психологических травм лежат как раз на глубине, под множеством психологических защит и представляют из себя обрывки детских представлений: о произошедшем, о себе и своей роли в травматических событиях, о соучастниках и их намерениях. Слишком болезненным осколкам представлений доступ к сознанию оказывается перекрыт, и они так и остаются в замороженном состоянии на долгие годы. Соответственно, хранится такой опыт ровно в той конкретно-образной форме, каковая была доступна ребенку в тот травмирующий момент. Иначе говоря, в метафорическом сказочном описании, которое и является содержанием опыта. Работа с травмой здесь приравнивается работе с застывшей и заряженной эмоциями метафорой из прошлого. Преобразовав метафору преобразовываешь травматический опыт, открываешь ресурсы и меняешь поведение.
А работать с этим изолированным опытом в метафорической форме можно лишь приняв, что оттуда полноценного доступа к интеллекту нет, и ждать его бессмысленно. Т.е. интеллект терапевта должен быть в контакте с клиентом, но прямого обращения к интеллекту клиента быть не должно. Прямое обращение к интеллекту или посторонним более развитым представлениям столкнет регрессировавшего до уровня своей метафоры клиента с новой неразрешимой задачей и старыми болезненными переживаниями, от чего сработает психологическая защита и он вынырнет на поверхностный интеллектуальный уровень.
Вынырнуть сразу, заменив с помощью интеллекта устаревшую метафору на более конструктивную не получается. Остается медленно развивать и помогать в преобразовании уже существующей метафоры. Учитывая уровень развития это метафоры и доступные на этом уровни ресурсы и возможности. Подробнее о развитии метафорического пространства можно прочитать в следующей статье цикла. А пока о том, как начать говорить на Чистом Языке:
Структура предложений Чистого Языка
Все предложения Чистого Языка состоят из двух частей. Первая часть фиксирует контекст, а вторая задает дальнейшее направление исследования с помощью одного из специальных открытых вопросов. Если у вас с клиентом установилась эмпатия, и контекст поддерживается сам собой, то излишние части можно исключать из речи или заменять кивком головы, паузой или указательным жестом. Главное держаться текущего контекста и направлять внимание на развитие метафоры.
Часть 1: Подтверждения контекста в Чистом Языке
Подтверждать все высказанное клиентом слишком трудоемко и неэффективно, поэтому каждому большому описанию со стороны клиента стоит подбирать ключевые слова, которые в дальнейшем будут служить ссылкой на метафору. Выбирать для этого следует слова, которые с одной стороны могут резюмировать сказанное клиентом, а с другой сопровождались наиболее эмоциональной реакцией. Выбирать эти якоря-ключи-ссылки нужно из тех слов, которые называл сам клиент, желательно в том склонении и той интонацией, как это делал он. Если самому выделить такие слова не получается, можно попросить это сделать самого клиента уточняющим вопросом. Прикасаться к контексту наиболее удобно с помощью формулировки "И когда...(кличевые слова метафоры)...". Примеры:
И когда этот камень на душе, то (вторая часть с направляющим открытым вопросом)
И когда ты застрял на середине пути, то (вторая часть)
И когда тебе хочется убежать куда-нибудь подальше, то (вторая часть)
В самом начале сессии рабочего контекста еще нет, поэтому подтверждать на метафорическом уровне еще нечего, и первую часть можно опустить. И сказать "Итак, вы здесь, что с вами?" или нечто аналогичное.
При подтверждении не рекомендуется менять модальность глаголов, сказанных клиентом: ("услышал" не одно и то же, что "увидел", и не одно и то же, что "узнал"), менять форму слова ("ручка" не равно "рука", "сесть" не равно "присесть")
По мере развития работы и метафор рабочие якоря-ключи-ссылки меняются, а доступ к исходному состоянию нужен. Поэтому имеет смысл вести для себя нечто вроде шпаргалки с цепочкой возникающих якорей. Ближе к концу работы они понадобятся, чтобы вернуться в первоначальное состояние "здесь и сейчас" с новыми ресурсами и новым отношением к исходной метафоре.
Управление вниманием в Чистом Языке
Основное управление вниманием в Чистом Языке осуществляется с помощью базового набора Чистых вопросов. В первой части управление вниманием тоже есть, через постановку акцента на ключевых для метафоры словах, но смысл этого в фиксации рабочего контекста. Во второй части управлять вниманием нужно уже с другим намерением: выйти на полшага за пределы известного и присмотреться к бессознательному.
Для контакта с бессознательным нужны безопасные условия (безветрие над поверхностью озера) и отсутствие активной подсветки (отсутствие интерпретаций со стороны терапевта). Если второе вам кажется несущественным, попробуйте посмотреть за толщу спокойной воды, освещая ее фонариком... или увидеть в воде что-то сквозь отражение солнца.
Именно поэтому нужны не утверждения со стороны терапевта (световой сигнал), а совсем наоборот - вопросы. Своего рода глаза, которые примут сообщение из глубины и передадут их интеллекту.
Смысл Чистых вопросов в том, чтобы предложить рассмотреть уже существующий контекст с новой точки зрения, уже доступной на данном уровне развития. А сам выбор следующей точки зрения и есть основная интеллектуальная задача терапевта в работе с метафорическим представлением проблемы.
Часть 2: Базовые вопросы Чистого Языка
Нижеуказанные вопросы выстроены по мере возрастания их сложности. Т.е. начинать работу лучше с первых вопросов и заканчивать последними. Если сразу задавать вопросы, требующие полного восприятия контекста, то недостаток информации приведет клиента либо в тупик, либо в хаос. В таком случае имеет смысл вернуться к более простым конкретным вопросам о том, что есть и как это связано с клиентом, а потом снова разворачивать метафорическое простанство и время.
1 - Вопросы об объектах и субъектах
Фокусирующие
- И что это за ... ?
- И сколько этих ... ?
- И кто может быть он/она/этот ...?
Преобразующие переживания в метафору
- И это ... как что?
- И это ... похоже на что?
- И есть ли у этого ... какое-то название?
Расфокусирующие
- И есть ли что-то еще о ...?
- И есть ли ещё что-то кроме ...?
2 - Вопросы о свойствах объектов и субъектов
- И это ... – какое?
- И есть ли у ... размер (форма, цвет, фактура, возраст) ?
- И если бы у этого ... был размер цвет (форма, цвет, фактура, возраст), то какими бы они были?
- И есть ли какая-то связь/взаимоотношения между этим ... и тем ... ?
- И есть ли разница между этим ... и тем ... ?
3 - Вопросы о действиях и функциях
4 - Вопросы о месте, ориентации в пространстве и взаиморасположении
- И где (точно) находится это ...?
- И в каком направлении это ...?
- И на каком расстоянии это ... ?
- И где ты ?
- И это ... – внутри или снаружи ?
- И есть ли что-то за пределами этого ... ?
- И откуда это ... могло бы взяться/произойти?
- И есть ли что-нибудь рядом с ... ?
- И есть что-нибудь между этим ... и тем ...?
5 - Вопросы о предшествующем и последующем времени
7 - Вопросы о целях, результатах, желаниях
- И есть ли что-то, что ты хочешь чтобы произошло ?
- И есть ли у этого ... какая-то цель (намерение, предназначение) ?
- И что нужно, для того чтобы произошло это ... ?
8 - Вопросы для сравнения желаемого и ожидаемого
- И если это ... произойдёт, то что будет тогда ?
- И что сейчас с ... ?
Смысл задавания всех этих вопросов в том, чтобы сначала уточнить метафору, потом отследить ее изменения во времени, сформировать отношение и желания к этой метафоре и развить/преобразовать до более развитого уровня
Символическое Моделирование - сессии с применением Чистого Языка
Чистый Язык - это способ построить предложение, открытие Дэвида Гроува, а систематическое применение этого способа в терапевтических сессиях уже заслуга учеников Гроува: Пенни Томпкинс и Джеймса Лоули. Ниже вы можете ознакомиться с тем, как это работает, а теорию я приберегу для следующей статьи.
Видеозапись сессии Символического Моделирования
На английском с участием создателей СиМ
На русском с участием Олега Матвеева
Письменный пример сессии символического моделирования
(сессия взята с форума: http://ability.org.ru/)
Клиент – мужчина лет 50.
C1: У меня появилась новая подруга, но в наших отношениях все так нестабильно. Они «слишком хороши для того, чтобы быть реальностью». Мне трудно получать удовольствие от них, потому что когда я не с ней, я начинаю жутко тревожиться. Я ее подавляю. Мне приходится сдерживаться. Я думаю, она скоро заявит «Я больше не вытерплю». Последние отношения у меня распались три года назад, и я смог поддерживать их только 2 недели. Когда я влюбляюсь, у меня возникает тревога. Я начинаю прямо болеть. Так что, наверное, я сам же подстраиваю крах отношений, чтобы избавиться от этой тревоги. И все становится хуже от того, что я это все понимаю. Пару раз мне еле-еле удалось удержаться на краю. T1: И что ты хотел бы, чтобы произошло?
C2: Мне нужно дать ей пространство для ответной любви.
T2: И тебе нужно дать ей пространство для ответной любви. И когда тебе нужно дать ей пространство для ответной любви, есть ли что-то еще?
C3: Чувство, что я должен любить ее изо всех сил, потому что она не останется со мной надолго. Это похоже на желание съесть все конфеты сегодня, хотя завтра будет еще сколько угодно. «Это слишком хорошо для того, чтобы быть реальностью». Я не верю, что наступит завтра. Мне не суждено быть счастливым, это не для меня. Любовь приносит мне счастье, но я не могу жить с этим счастьем и радостью. Как будто я должен всю жизнь прожить в темноте.• Как это часто бывает, клиент выливает массу информации о своей ситуации, описывая взаимносвязанные конфликты, дилеммы, тупики и парадоксы в одном выражении. Он использует много метафор для описания своих весьма сложных отношений с любимой женщиной: «нестабильность», «подавляю», «смог поддерживать», «влюбляюсь», «подстраиваю крах», «удержаться на краю», «дать ей пространство», «съесть все конфеты», «любовь приносит», «не могу жить с»; это только наиболее заметные. Наконец, он останавливается на метафоре, которая соответствует более широкому контексту его отношений – жизни – и он проговорил это как «прожить в темноте». И мы приглашаем его начать исследовать эту метафору.T3: И когда желание съесть все конфеты сегодня, и тебе не суждено быть счастливым и и ты должен всю жизнь прожить в темноте, есть ли что-то еще об этой темноте?
C4: Я даже не помню, когда я был счастлив. Я не чувствую, что я когда-либо обладал стабильным счастьем – постоянным счастьем. Я чувствовал себя одиноким, как ребенок. Я не чувствую, что якогда-либо был счастлив. Это у меня внутри такое чувство.
T4: И ты не чувствуешь, что когда-либо был счастлив. И когда это у тебя внутри такое чувство, что это могло бы быть за чувство?
C5: Грусть.
T5: И грусть. И когда грусть, где находится эта грусть?
C6: В животе.
T6: И в животе. И когда грусть находится в животе, где точно в животе?
C7: Вот тут [касается живота].
T7: И грусть находится вот тут. И когда грусть находится вот тут, есть ли что-то еще об этой грусти?
C8: Я заболеваю, меня тошнит. Я это чувствую прямо сейчас. Я ощущаю сильную тревогу. Ненавижу это чувство.
T8: И ты ненавидишь это чувство «заболеваю и меня тошнит» и ощущаешь сильную тревогу. И когда ты заболеваешь и тебя тошнит и ты ощущаешь сильную тревогу, у этого «заболеваю, тошнит и ощущаю сильную тревогу есть размер или форма?
C9: Размером с ладонь [делает жест правой рукой].
T9: И размером с ладонь. И когда [повторяет жест], это как что?
C10: Как лепешка.
T10: И как лепешка. И что это за лепешка?
C11: Темная, фиолетовая с черным, и из нее сочатся негативные эмоции. Я чувствую, что если бы я избавился от этой лепешки, было бы все хорошо.
T11: И если бы ты избавился от этой лепешки, было бы все хорошо. И когда лепешка, темная, и фиолетовая с черным и из нее сочатся негативные эмоции, есть ли еще что-то об этой темной,
фиолетовой, черной и сочащейся лепешке?
C12: Она похожа на черную или фиолетовую губку, и из нее вытекает жидкость, кислота, и она меня жжет.
T12: И черная или фиолетовая губка, и из нее вытекает жидкость, и кислота, и она тебя жжет. И когда вытекает жидкость, откуда эта жидкость берется?
C13: Из постоянного запаса, из тайного резервуара, который самовосстанавливается и никогда не опустошается. Когда оттуда ничего не вытекает, я себя хорошо чувствую. Как я рад, что вы не
психиатры, а то бы сейчас уже в психушку давно позвонили бы, наверное...
T13: [Смеется]. И когда ничего не вытекает и ты чувствуешь себя хорошо, что происходит с лепешкой?
C14: Она там всегда была, еще когда я младенцем был. Сначала была такой [показывает большим и указательным пальцем руки, пальцы почти рядом]. Теперь захватывает все больше и больше места.
• Эти чистые вопросы пригласили клиента определить форму его метафор и их местоположение в пространстве его восприятия. Делая это, он развивает воплощение ощущения этой создающей тревогу, источающей негативные эмоции, кислотно-жгучей лепешки; вероятно, с большей осознанностью, чем когда-либо ранее. И эта лепешка не просто «всегда там была», теперь эта проблема становится тяжелее: Она «теперь захватывает все больше и больше места».
• В C15-C28 (не включенных тут) клиент продолжает разбираться со сложной логикой временных, пространственных и причинно-следственных отношений в своем Метафорическом ландшафте – в контексте которого будет происходит изменение. Он делает открытие, что его Ландшафт содержит в себе «отдаленное темное прошлое», которое представляет собой «гигантский массивный булыжник несчастья», который пристегнул к его ноге отец, когда он был еще младенцем, и что эта лепешка «меня прикончит».
• Мы продолжаем протокол с того места, где клиент обнаруживает, что до того, как эта лепешка вошла в его деда, она:
C29: ...плавала в пространстве в течение тысяч лет.
T29: И она плавала в пространстве в течение тысяч лет. И она плавала в пространстве в течение тысяч лет как что?
C30: Как паразит, который искал, к кому бы присосаться.
T30: И как паразит, который искал, к кому бы присосаться. И когда паразит искал, к кому бы присосаться, что это был за паразит, который плавал в пространстве в течение тысяч лет?
C31: Одинокий, ищущий пристанища и любви, тепла и комфорта, говоря при этом «Я на самом деле дружелюбный», а потом, когда он попадал в кого-то, он начинал выделять эту кислоту. Ему нужно было от нее избавиться, но он не хотел нанести этим вреда.
T31: И он не хотел нанести этим вреда. И одинокий, ищущий пристанища и любви, тепла и комфорта. И он дружелюбный, но ему надо было избавиться от кислоты. И откуда могла бы эта кислота взяться?
C32: От начала времен.
T32: И от начала времен. И когда от начала времен, что это за время – начало времен?
C33: Огромная черная сфера. Огромная черная сферическая губка, которая однажды взорвалась и породила миллиарды одиноких лепешек. Вот оттуда она и пришла.
T33: И огромная черная сферическая губка, которая однажды взорвалась и породила миллиарды одиноких лепешек. И что произошло как раз перед тем, как огромная черная сферическая губка взорвалась?
C34: Позади нее было солнце, оно на нее светило сзади и она так разогрелась, что взорвалась, и тогда весь свет прошел насквозь, и тогда вдруг стало светло.
T34: И когда весь свет прошел насквозь, и тогда вдруг стало светло, что это за свет?
C35: Это солнце несет свет, и любовь, и тепло, и счастье, и покой, и я хочу просто сесть и купаться в тепле этого солнца, и чем больше солнца я получаю, тем меньше становится лепешка. (Лицо повернуто вверх, глаза закрыты, улыбается).
• Клиент обнаруживает, что лепешка изначально начала существование от того, что «огромная черная сферическая губка взорвалась» (C33). Когда его внимание оказалось на этом «однажды», он смог осознать, что произошло как раз перед этим взрывом: солнце излучало свет (C34). В этот момент для него время как бы схлопывается, и клиент переживает, как солнце «несет свет, и любовь, и тепло, и счастье, и покой» (C35) в здесь и сейчас. По ходу этого изменение происходит спонтанно: лепешка уменьшается. Раньше он «не мог жить с этим счастьем», теперь он купается в нем.
• Мы продолжаем, приглашая клиента заметить, что происходит, когда последствия этих изменений начинают развиваться, разворачиваться и распространяться на другие части егоМетафорического ландшафта:
T35: И чем больше солнца ты получаешь, тем меньше становится лепешка. И тогда возьми столько времени, сколько тебе нужно, чтобы просто сидеть, и купаться в тепле этого солнца, которое несет свет, и любовь, и тепло, и счастье, и покой. [Долгая пауза, прежде чем мы замечаем движение тела клиента]. И когда ты купаешься в тепле этого солнца, хотело бы это солнце, которое несет свет, и любовь, и тепло, и счастье, и покой заинтересоваться тем, что пристегнуто к ноге младенца?
C36: Определенно.
T36: И может ли это солнце что-то сделать с булыжником?
C37: Определенно.
T37: И когда это солнце что-то делает с этим булыжником, что тогда происходит?
C38: Он тает и пропадает.
T38: И когда он тает и пропадает, что происходит потом?
C39: Младенец может ползти, вставать и играть.
T39: И младенец может ползти, вставать и играть. И когда младенец может ползти, вставать и играть, что происходит тогда?
C40: Все лепешки пропадают.
T40: И все лепешки пропадают. И когда все лепешки пропадают, они пропадают куда?
C41: В солнце. Солнце их поглощает, мягко, безболезненно, растворяет их своим светом.
T41: И когда солнце поглощает лепешки, мягко, безболезненно, растворяет их своим светом, остаются ли лепешки одинокими?
C42: Нет.
• По мере того, как меняется Метафорический ландшафт, начинает проявляться новый Ландшафт с другой организацией. В этом Ландшафте есть солнце, свет, младенец без булыжника на ноге, который «может ползать, вставать и играть», и «солнце поглощает лепешки». Далее протокол продолжается (T42-C46, тут не показаны) тем, что клиент обнаруживает подробности и следствия изменений своих символов в Метафорическом ландшафте. Мы продолжаем, задавая вопросы о том, что произошло с исходными симптомами теперь – когда лепешка преобразовалась и он искупался в счастье и солнечном свете:
T46: И когда просто счастье и солнечный свет, и просто счастье, что происходит с грустью в животе?
C47: Этой лепешки больше нет! Все, что я могу сказать – это «просто счастье».
T47: И этой лепешки больше нет. И это просто счастье имеет размер или форму?
C48: Большое, теплое, сияющее счастье, покой и мир.
T48: И когда там большое, теплое, сияющее счастье, покой и мир, что происходит с нестабильностью отношений и тем, что ты ее подавляешь?
C49: Просто уходит. Словно и то и другое осветило солнце.
T49: И что происходит тогда?
C50: Они идут вперед, расслабленно, уверенно, без тревоги, без беспокойства, наслаждаясь существованием, миром, покоем, комфортом.
T50: И когда они идут вперед, расслабленно, уверенно, без тревоги, без беспокойства, что нужно для того, чтобы ты мог жить со всем этим наслаждением существованием, и миром и покоем и комфортом и счастьем?
C51: Мне нужно выйти на солнце.
• Вместо лепешки, которая была «темная, фиолетовая с черным, и сочащаяся негативными эмоциями» (C11), клиент обладает «большое, теплое, сияющее счастье, покой и мир» (C48). Вместо ощущения нестабильности отношений с любимой женщиной, они могут «идти вперед вместе» (С50). Он осознает, что для того, чтобы жить с счастьем, ему нужно «выйти на солнце».
• Непонятно, является ли его последнее утверждение буквальным или метафорическим. На самом деле, оно и такое, и такое, потому что дальше клиент описывает (в C52-C58, тут не показаны), как он «жил в подвале, куда не попадает свет» последние лет 20, и что он поедет домой, опустошит его и «выпустит оттуда все лепешки». (У него дома накопилось столько вещей, что он даже не может открыть некоторые двери).
• После долгого созерцания в тишите, он осматривает комнату и говорит:
C59: У меня тут появилось пространство [прикасается к животу]. Все как-то изменилось.
T60: И теперь, когда появилось пространство и все как-то изменилось, можешь ли ты дать ей пространство для ответной любви и наслаждаться отношениями?
C60: [Кивает. В глазах слезы].
T61: И есть ли еще что-то, что тебе нужно теперь, когда есть это пространство и все как-то изменилось?
C61: [Длинная пауза]. Нет. Чувствую себя очень странно. Поразительно, что из меня вышло.
• Через год после этой сессии клиент позвонил и сказал, что он съехал из своего прежнего дома, и что он женится – как это бывает, не на той женщине, о которой он говорил в сессии, а на другой, в которую он «влюбился совсем по-другому».
Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!
Комментариев: 0 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
Оставьте комментарий!