телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Я еще не научился научению через наблюдение

/ Просмотров: 1327 / RSS / Обсудить

Я еще не научился научению через наблюдение Научение через подражание — один из краеугольных камней современной теории приобретения и поддержания паттернов поведения (помимо научения респондентного и оперантного). Логично предположить, что, как и два других "базовых" механизма, научение через подражание должно работать у нас с рождения. Однако, как показало недавно опубликованное исследование, новорожденные, на самом деле, не умеют имитировать действия других людей. Для того, чтобы показать это, международная команда ученых во главе с Вирджинией Слотер, главой факультета психологии Университета Квинсленда (Австралия), наблюдали за 106 младенцами из нескольких возрастных групп: 1 неделя, 3, 6 и 9 недель. Для тестирования способности к подражанию психологи демонстрировали детям 11 действий: высовывание языка, открывание рта, счастливое и грустное лицо, просовывание ложки через трубку, открывание коробки, демонстрацию указательного пальца, цепляние воображаемых объектов и звуки: “ммм”, “иии” и щёлкающие звуки. Ученые фиксировали жесты младенцев, а затем сравнили записи чтобы узнать, как часто, вслед за демонстрацией, поведение младенцев воспроизводило увиденное поведение. Результаты исследования показали, что младенцы, которым ничего не показывали, совершали похожие на нужные движения с той же частотой, с какой они повторяли действия за образцом. Эти результаты оказались неожиданными для ученых, так как, на самом деле, ученые хотели узнать, повлияет ли разница в подражании у младенцев на будущее социальное развитие (т.е. предполагали, что проблем с этим не возникнет). Это открытие противоречит распространенному мнению о способности младенцев подражать жестам и звукам из окружающей среды. Авторы предположили, что работы других коллективов (например, эта), приходящие к таким выводам, основаны на неверной интерпретации произвольного и вызванного другими причинами поведения младенцев как подражания. Обычно, в таких экспериментах ученые тестировали два жеста: высовывание языка и открывание рта, которые распространены у новорожденных вне экспериментальной ситуации. Слотер комментирует в пресс-релизе: Если ребенок высовывает язык сильнее при виде счастливого лица взрослого или указательного пальца, это не подражание, а восторг от того, что взрослый сделал что-то интересное. Ученые все еще собирают и анализируют дополнительные данные, которые позволят им расширить свои выводы до детей двухлетнего возраста (предполагается, что этот тот возраст, в котором большинство здоровых детей уже свободно владеют научением через имитацию). Это позволит ученым понять на каком моменте жизни младенцы начинают обучаться подражанию и какие факторы подталкивают их к этому. Несмотря на то, что вопрос о том, когда и при каких условиях возникает подражание еще не достаточно разработан, само подражание и его положительные функции были доказаны эмпирическими исследованиями. Например, американские ученые показали, что, обучаясь на живом примере, дети приобретают формируют навык быстрее, а приобретенное таким образом поведение является более гибким. Помимо этого, как показала работа другого американского коллектива, дети подражают не всему, что видят — они могут контролировать свою улыбку таким образом, чтобы видеть как можно больше улыбок других, а самим улыбаться как можно меньше.

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)