телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

«Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли

/ Просмотров: 2133 / RSS / Обсудить

«Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли

Каждый из нас, наверняка, не раз попадал в такую ситуацию: вы встаете с места и уверенно идете в другую комнату с какой-то конкретной целью — но стоит перейти ее порог, как начисто забываете, зачем вы здесь. Когнитивные психологи исследовали это явление и дали ему название «эффекта дверного проема» (Doorway Effect).

Все дело здесь в особенностях устройства нашей памяти. Об исследованиях этого любопытного феномена рассказывает психолог Том Стэффорд (Tom Stafford) в своей колонке на сайте BBC.

Этот «баг» нашей памяти на самом деле срабатывает и в других ситуациях. Открывали ли вы холодильник и тут же забывали, что хотели там взять? Или, например, представьте, что вы слушаете чей-то рассказ, и у вас возникает собственная мысль или вопрос. И вот вы боитесь человека прервать, долго ждете момента — и вот вам, наконец, дают слово, и вы вдруг понимаете, что забыли, о чем хотели сказать. «Зачем я сюда пришел?», «Что я хотела сказать?» — спрашиваете вы себя или окружающих в такие моменты. Никто не знает, иногда удается вспомнить, а иногда так и не получается.

Все дело в том, что наше восприятие одновременно учитывает разные уровни происходящего вокруг. Есть такая известная притча о трех строителях, которых спросили, чем они занимаются: один ответил «я кладу кирпич сверху на другой кирпич», второй сказал «я делаю стену», а третий ответил «я создаю храм». Но на самом деле каждый из них одновременно делает и то, и другое, и третье. Наше внимание переключается между этими разными уровнями восприятия: мы можем быть сконцентрированы на том, как кладем очередной кирпич, представлять себе процесс в целом, или же думать о целях всей работы.

Обычно, если вы еще не наработали навык, т.е. плохо умеете класть кирпичи, то вам не до целей, вы целиком сосредоточены на конкретном действии. То же, например, происходит с водителями-новичками — пока вы еще плохо водите машину, вы думаете о каждом нажатии на педаль и переключении скоростей, зато когда навык автоматизирован, вы уже можете осматривать окрестности или поддерживать разговор с пассажиром.

Все это имеет прямое отношение к «эффекту дверного проема». Он возникает как раз в тот момент, когда наше внимание перемещается между этими разными уровнями восприятия и останавливается не там, где нужно.

Вот как это происходит. Вам нужно что-то сказать собеседнику, ваше внимание поглощено этой мыслью, вы уже готовы высказать ее, но помните, что прерывать говорящего невежливо. И вот вы внимательно наблюдаете за ним, ожидая удобного момента, чтобы вставить свое слово, или поднимаете руку, или иначе даете о себе знать. То есть ваше внимание уже на другом уровне, ваша задача изменилась: надо найти возможность сказать. Наконец, возможность появилась, вы открываете рот и понимаете, что забыли свою мысль. Внимание настолько сосредоточилось на процессе поиска момента, что переключиться обратно уже не получается.

Тот же механизм срабатывает и тогда, когда вы забываете, зачем зашли в комнату. Допустим, вам надо взять ключи в дальней комнате вашего дома, чтобы выйти погулять. Уровень «взять ключи» сменяется уровнем «дойти до спальни», а по дороге вы еще видите разбросанные кем-то носки — ваше внимание переключается на «поднять носки». Все эти переключения внимания вы, конечно, не замечаете, но чем чаще они происходили по дороге в спальню, тем больше вероятности, что вы зайдете внутрь и скажете «А зачем я сюда шел?». Пока вы шли, в вашем сознании несколько раз «сменилась картинка»: вам не нужно было постоянно думать про ключи — и вы успели подумать о десятке разных вещей, плюс вы видели что-то вокруг и тоже переключали на это свое внимание.

Найти же ответ часто помогает «обратное перематывание»: вы просто выходите из спальни и проходите обратно ровно тем же путем, будто проматывая свои воспоминания назад. Иногда это срабатывает: на том месте, где вы еще держали в голове задачу «взять ключи», она снова будто вспыхивает в памяти. И тут вы уже несетесь в спальню, не обращая ни на что внимания и для верности повторяя про себя, что вам нужно сделать.

А термин «эффект дверного проема» появился после исследований, проведенных в 2011 году психологом из США Габриэлем Радванским (Gabriel A. Radvansky) и его коллегами. Ученые построили виртуальную модель большого дома, где испытуемым надо было перемещаться между комнатами и выполнять различные задания на запоминание. Они обнаружили, что человек намного чаще забывает увиденное или услышанное, если прошел сквозь дверной проем. Он мог пройти такое же расстояние по большой комнате и не забыть, но стоило ему перейти из комнаты в комнату, он забывал. Тот же эффект подтвердился и во втором эксперименте, уже с реальным домом. Наша память создает в этот момент «новый эпизод», записывается «новая глава», объяснили ученые, и вспомнить предыдущий эпизод становится сложнее.

Понимая, как работает этот механизм, можно помочь себе не попасть в следующий раз в неловкую ситуацию.

Готовясь спросить о чем-то лектора, запишите ваш вопрос, а уже потом поднимайте руку и ищите удобный момент. Забыли, что собирались сделать, пройдитесь обратно по «главам» своей памяти мысленно или физически, пока не вернетесь к нужному воспоминанию.

Источник: BBC

Перевод: Научная Россия

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)