телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее ... или нет?

/ Просмотров: 24239 / RSS / Обсудить (18)

Итак, этим постом я открываю серию обзоров, в которых буду разоблачать раздражающие меня афоризмы и народные мудрости. А раздражают они меня тем, что подменяют восприятие и мышление слепыми реакциями. Первым фокусником хочется назначить Ницше и его изречение "Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее". Приступим...

Первый трюк подмены: чья сила?

О человеке говорится в пассивной форме. Т.е. есть предустановка, что от человека ничего не зависит.

Второй трюк подмены: "убивает" - это процесс или итог?

Если "убивает" - значит делает ближе к смерти и беспомощнее, то выражение превращается во "все, что не делает нас слабее, то делает нас сильнее"... Тавтология, да еще игнорируются нейтральные события.

Если уже "убивает" - это итог, то судить о событии можно только тогда, когда оно полностью состоялось, т.е. когда вмешаться и применить силу уже нельзя. Убило? Значит делало слабее! Не убило?(а это обо всех, кто еще способен читать) Значит сделало сильнее! Очень приятно читать, как ты нахаляву становишься сильнее.

Третий трюк подмены: кто решает, в чем сила?

Как быть с людьми, которые не укладываются в рамки этой мысли и не чувствуют своей силы после травмы? А очень просто. Надо им сказать, что они сильные (а этот афоризм придаст веса вашим словам). И мысленно для себя решить их проблему, ведь чужие проблемы решаются элементарно. У кого-то не получается что-то сделать? Так нужно просто "верить в себя", "постараться как следует", "отпустить плохое", "мыслить конструктивно" и прочие бессодержательные мотивационные высказывания.

И даже если "пациент" будет сопротивляться и отталкивать свою силу, то эта несостыковка реальности с афоризмом временна... рано или поздно он либо выкарабкается, либо умрет (и перестанет беспокоить, выпав из внимания).

А теперь о последствиях: что будет, если слепо идти за этой мыслью?

  • Человек укрепит свою пассивную позицию и убеждение, что от него ничего не зависит. И сможет легче отказываться от того, что считает себе не по силам.
  • Человек получит правильную неоспоримую истину, если воспринимает "убивает" как процесс, или получит критерий для решения ситуаций, которые уже закончились, если воспринимает "убивает" как итог. После этого можно увереннее вещать истину (процесс) и не бояться, что предложенное тобой решение вызовет негативные последствия (итог).
  • Человек получает еще одно нерушимое правило жизни, помогающее чувствовать единство и ограниченность этого мира ценой избегания противоречий.

И под конец о причинах, сделавших этот афоризм столь популярным.

Афоризм помогает отвлечься от своего бессилия, он помогает увереннее общаться и быть тверже в своих решениях, он защищает от чувства вины и стыда при контакте с нерешенными проблемами других людей и, наконец, он делает картину мира более предсказуемой и безопасной. Но цена велика!

Если вы (по вашим представлениям) умеете признавать свои ошибки, свободны и спонтанны в общении с другими людьми, готовы к неожиданностям в этом мире и все же придерживаетесь этого убеждения, сообщите мне об этом и опровергните мои слова собственным примером.

Запись на очный прием: +7 (921) 328-567-9. Запись на консультацию в скайп тут

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации

Комментариев: 18 RSS

  • Комментариев: 18 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

  •  Наталья | 19 августа 2012 в 04:47:36

    Все правильно написали, Олег! Разложили на атомы молекулу,разоблачили "суеверие", а ведь многие живут по таким шаблонам, не вдумываясь...Отличный пост, рада буду продолжению, удачи вам !

  •  Ива Эмбла | 14 декабря 2012 в 13:12:15

    Вы уж что нибудь одно починяйте, или мозги или мебель 0_0...

    Ваша статья не более чем игра словами и подмена мудрости схоластикой.

    "О человеке говорится в пассивной форме. Т.е. есть предустановка, что от человека ничего не зависит." Как раз в этой фразе заключена активность человеческой позиции. Вспомните пример из литературы: басня о лягушке, взбивающей молоко в масло, чтобы не утонуть. Пример из медицины: человек переболевает вирусом и приобретает к нему иммунитет. Пример из жизни: Хелен Келлер, слепоглухонемая писательница, получившая высшее образование, которую болезнь не остановила и не замкнула в тесном мирке пораженческих настроений и которая всю жизнь считала себя счастливейшим человеком, а жизнь ей выпала очень долгая.

    Мой пример: у меня хроническая депрессия, которую я научилась контролировать с помощью общения с людьми и погружения с собственное творчество. Мы не бессильны перед лицом возникающий трудностей, хотя моменты слабости и неуверенности в себе случается с каждым. Иначе мы бы не были людьми. Любой жизненный опыт даже негативный - это тот урок, с помощью которого мы учимся справляться с ситуациями и выходить из них с достоинством. Это и есть та сила, которую мы приобретаем, выживая под ударами судьбы.

    •  Олег Матвеев-Гендриксон | 14 декабря 2012 в 14:43:55

      Ваши примеры ничуть не противоречат моей позиции. Я ведь не утверждал, что любые серьезные неприятности делают нас слабее навсегда?! Из любых трудных ситуаций МОЖНО извлечь урок для себя... но "можно" это не значит, что так и будет у всех и всегда. Я рад, что у вас превратить "можно" в "так и будет" получается. Уверен , что так и есть во многих вещах. Однако ваша реакция вызывает у меня сомнение... как вам мысль о том, что под давлением ситуации МОЖНО также и сломаться?

  •  Аноним | 22 декабря 2012 в 22:54:22

    Разве этот самый урок и не является той силой, которую мы получаем?

    •  Олег Матвеев-Гендриксон | 23 декабря 2012 в 02:19:40

      Урок сам по себе не является силой. Из урока человек может извлечь силу, если хочет и может его извлечь. Вряд ли кто-то в здравом уме будет для годовалого ребенка будет устраивать урок... скалолазания. А вот объяснять этому повзрослевшему ребенку, что над ним взрослый человек не в своем уме проводил такой "полезный" эксперимент, и что "это делает его сильнее" - это почему-то считается нормой.

      Психология помогает вспомнить старые болезненные уроки, которые в тот момент в принципе нельзя было превратить в силу, а сейчас уже можно, потому что появились новые способности. Вот только "сейчас уже можно" появляется не от силы убеждения помощника, а от положительного опыта в контакте с ним.

  •  Анжелина | 2 июля 2013 в 08:09:01

    Олег, спасибо за блог, у Вас изумительные статьи.

    С данным определением афоризма не могу согласиться :) Вы его рассмотрели дословно,в то время как каждый человек многие слова воспринимает не дословно а исходя из своего понимания, опыта и того смысла который он лично вкладывает в это определение (возможно и однобоко вкладывает - но именно то что он видит).

    например для меня эта фраза иногда является хорошим подспорьем и мотиватором когда тяжело. Когда, обстоятельства складываются не так как вы хотите, и не так легко - и человеку необходимо пройти сложную ситуацию (такое в жизни бывает сплош и рядом, и сказать что "человек укрепит свою пассивную позицию и убеждение, что от него ничего не зависит" здесь будет неуместно, так как бывает и осознанный выбор человека,но реально сил кажется для этого маловато).вот в таких случаях помогает, фраза ""что не убьет...то сделает сильнее".

    "Убьет" - подразумевается в контексте - что "то что тебе предстоит пройти не сделает тебя слабее, от чего ты не сможешь оправиться, после чего не сможешь подняться пересилить себя и найти силы востановиться, найти решение и идти дальше - а это все подразумевает внутренние усилия, борьбу, понимание себя и ситуации" - и если это так - то ты выходишь сильнее, победителем из этой сложной для тебя самого ситуации. и тогда слова "сделает тебя сильнее" - полностью соответствуют первой части.

    Вы пишете "афоризм помогает отвлечься от бессилия..." - от какого - имеете ввиду от того когда "якобы человек отвечает и в силах изменить якобы любые обстоятельства?". а этот афоризм предназначен как раз для тех ситуаций которые человеку изменить не удается своей волей или желанием, силами. но он в этих обстоятельствах должен жить (или точнее он выбирает по каким-то важным для него причинам)и решать, а ситуация ну очень сложная.

    Пример - давление в рабочем коллективе-фактически травля. человек принимает решение в силу личных обстоятельств остаться именно на этом рабочем месте, как минимум например на пол года, в этих условиях. Если он пройдет и востановиться после всего этого, еще лучше сможет перевернут ситуацию в свою пользу - он стал сильнее, нет - он уйдет раньше (а когда есть на вооружении такой афоризм - это как сожженный мост за спиной - ты говоришь себе что отступать некуда, и только вперед - и появляются силы). То же бывает в семье, в бизнесе. когда ситуации неоднозначные.

    •  Олег Матвеев-Гендриксон | 2 июля 2013 в 09:58:30

      Спасибо на добром слове, Анжелика.

      Смысл статьи как раз в том, чтобы спровоцировать переосмысление, переформулирование привычных фраз. Я не отрицаю, что в таких фразах есть поддержка. Вопрос в том, поддержка чего именно. И самое ли это важное, что можно поддержать в себе в случае смертельной опасности.

      В психологии есть понятие "даблбайнд", двойная ловушка, двойные рамки... это когда бьют со словами о любви, когда наказывают с верой в силу наказуемого, когда дают поддержку с верой в то, что он справится сам, и многие другие случаи. Общая черта этих ловушек в том, что буквальное их понимание расходится с подтекстом. Микрошизофрения... я их вытаскиваю наружу, произношу прямо... и лишаю магии.

      Есть вещи, которые лишают нас сил.

      Есть вещи, которые лишают нас сил сейчас, чтобы добавить сил позже.

      Есть вещи, которые лишают нас сил сейчас, и продолжают лишать позже.

      Есть вещи, которые дают нам силы сейчас, чтобы отнять их позже.

      "после чего не сможешь подняться пересилить себя и найти силы востановиться, найти решение и идти дальше"

      Если нужно себя пересиливать, значит "после" еще не наступило, осталась внутренняя опасность, с которой нужно бороться... пересиливать. Это как зашивать рану, оставив внутри скальпель.

      "ты говоришь себе что отступать некуда, и только вперед - и появляются силы"

      Это манипуляция над собой, тот самый даблбайнд. Это рассчет на быструю победу и предположение, что после победы будет длинный период восстановления (расплата за стресс).

      Есть существенная разница между "чувстовать безвыходное положение" и "говорить себе, убеждать себя в безвыходности положения". ПОследнее в самый трудный момент может подвести и лишить концентрации.

  •  Вячеслав | 12 декабря 2014 в 18:59:43

    Если вы (по вашим представлениям) умеете признавать свои ошибки, свободны и спонтанны в общении с другими людьми, готовы к неожиданностям в этом мире и все же придерживаетесь этого убеждения, сообщите мне об этом и опровергните мои слова собственным примером.

    Именно так. И все ваше рассуждение вокруг этого афоризма говорит только об одном - Ницше вы никогда не читали.

    •  Олег Матвеев-Гендриксон | 13 декабря 2014 в 01:22:22

      Какие ваши основания так считать?

      Впрочем, допустим даже, что не читал...

      Тогда, чтобы понять афоризм, нужно читать остального Ницше, то афоризм этот не полон, и является только ссылкой на действительно стоящую мысль, но сам по себе ценности не имеет.

  •  Дима Самойлов | 1 октября 2015 в 01:46:02

    Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее

    На английском языке есть как минимум два варианта перевода этого выражение:

    1. That which does not kill me makes me stronger

    2. What does not kill me, makes me stronger.

    На немецком : "Was mich nicht umbringt, macht mich stärker."

    Это говорится не о человеке, не о его теле или душе, это говорится о Мне "me", с которым происходит "does", и происходит над "me" все, что угодно "its". О того о ком говорится ничего не зависит! И все что "нас" не убивает, дает возможность "продолжаться"

    Пока уважаемый автор своих "разоблачений" не разоблачил свою не способность на что-то влиять, вся беседа теряет смысл. А как я понимаю, именно в этом заключается его не согласие, в неприятии своей беспомощности. Наш автор "может", он влияет, он делает, у него есть убеждения) И он не задумывался похоже откуда они взялись, и что, собственно из себя представляет его "деятельное" Я.

    А вот Ницше не только задумывался, но и довольно глубоко изучил этот вопрос. Поэтому он Ницше. А не кулинарный стихоплет.

    Мой личный совет автору, если случится, то пусть изменит по своей воле, хоть, что-нибудь действенное, например графитацию или скорость перемещения планет) Да на худой, биение сердца, "своего" тела. А еще лучше, пусть управляет своими мыслями) Для начала пусть подумает о чем то, до того, как он об этом подумает. И если это его не убьет его, то возможно "makes me stronger". Или даже автор сможет определить источник мыслей, вне своей головы. Для начала.

    "Если ты чего-то не понял, возможно это потому, что ты еще глуп" Дима Самойлов

    •  Олег Матвеев-Гендриксон | 3 октября 2015 в 16:22:02

      В некотором смысле вы правы: мой пост можно увидеть как несогласие и попытку убить мысль Ницше, которая, как мне кажется "причиняет много вреда согласными с ней". И в том же смысле я пытаюсь "убить" тех, кто видит в этой мысли основную опору в жизни. И таким же образом можно увидеть покушение на убийство мысли в вашем комментарии по отношению к моему посту... намеки на глупость и указание на двойную беспомощность при отрицании своей беспомощности.

      Мне действительно больно от мысли, что другие люди утешаются и утверждаются мыслями о своей силе, когда можно было бы уже применить эту силу для заботы и выражения своей боли. И я действительно беспомощен спасти их всех от их боли, однако если не ставить такие богоподобные цели, то может быть мой пост поможет кому-нибудь перейти от самоутверждения через слияние с образом бессмертного (уже мертвого) бога к простой и приземленной заботе о себе.

      А теперь более конкретно и по тексту вашего коммента...

      Очень хочется развернуть вашу последнюю фразу вам же, но уж очень она оскорбительная. Просто заберите свои слова назад, потому что ваше понимание моего текста не кажется мне достаточно полным, чтоб на него можно было опираться в рассуждениях.

  •  Сергей Плаун | 24 декабря 2015 в 15:09:32

    "Все что убивает меня, делает меня слабее?!"

    На этот вопрос ещё ряд вопросов в продолжение, к её автору - Убийство=Смерть? Смерть это слабость или сила? Здесь заканчиваются обоснования, т.к. они не будут под собой иметь подтверждённых объяснений.

    Выходит тупиковая фраза, т.е. беря математические формулировки - уравнение не имеет решения.

    А если не даёшь решения, то чё воду мутить то?.

    •  Олег Матвеев-Гендриксон | 24 декабря 2015 в 17:00:55

      Об том и речь, есть готовое решение: "я жив", и под него подводится за уши притянутая теория про силу (или слабость). Любые подобные рассуждения являются псевдоутешением для раненого человека, способом заглушить свою боль и страх неизвестного впереди.

      •  Сергей Плаун | 26 декабря 2015 в 11:58:40

        Как то слишком просто - начало было более "завёрнутым".

        С чего заключение, что это утешение?

        Насчет раненого - да рана есть, но рана нужна для роста.

        Весь мир существует по не нами придуманными законами (в т.ч. физики и вообще ВСЕХ остальных).

        Кто пытается нарушить их (как небольшой пример "социальная пирамида"), в своей массе, терпит поражения. Конечно можно рассмотреть исключения, к примеру В.В.П. Но это исключения, довольно редкие.

        К вопросу социологии и физиологии - должно быть чёткое разделение на управленческую функцию и рабочую. Человеческий мозг составляет небольшой объём тела, но потребляет бОльшую часть энергетических ресурсов. И эволюционно это потребление увеличивается. Так и в социологии управление государством забирает себе бОльшую часть ресурсов, что многим "рабочим" силам не по нраву. Попытка изменить пропорции приводит к разрушению организма или государства. Просто "обычным людям" это не доступно для понимания и она пытаются сделать лучше. В физиологии это более понятно и наглядно.

        Так вот, возвращаясь к вопросу роста при получении ран, следует посмотреть на человеческую кость, которая постоянно получает микрораны - за счет чего живёт и растёт. Где-то выше была формулировка микрошизофрении - данный процесс я бы так и охарактеризовал. Только через циклы и можно найти истину, без них это будет лишь однобокая правда.

        Обсуждаемое выражение, как раз, и обрисовывает данный момент, а никак не попытку чьего-то психологического самоуспокоения.

        •  Олег Матвеев-Гендриксон | 26 декабря 2015 в 19:10:12

          Чтобы рана привела к росту, некоторым людям нужно перестать играть в богов, которые никогда не ломаются и не испытывают боли, а сплошь находятся внутри фантазии о своем всесилии.

  •  Сергей Плаун | 27 декабря 2015 в 04:06:23

    Замечание справедливо, но только для стадии психологического нарушения.

    Олег, по-моему, я Вас убедил в некорректности вашей первоначальной трактовки фразы как правила (это выражение я бы назвал правилом), не считая исключений из этого правила.

    Моим серьёзным хобби является массаж и я как раз придерживаюсь в жизни данного правила.

    К богам себя причислить никак не могу (у меня много слабостей, которые со стороны сразу и не заметить), хотя от каких-то своих действий имею удовольствие лицезреть результаты "божественности". Но думаю и Вы, после работы с кем то из пациентов, ощущаете что-то подобное. Иначе бы не занимались своим делом.

    Попал на ваш сайт совершенно случайно и немного задержался. :) Если честно, то нашел в нём много для себя полезного.

    Не сочтите за назойливость, но не обнаружил рассмотрения вопроса по фобиям и паническим атакам. Данный вопрос я не изучал, но мне кажется в нём кроется ключ для решения ВСЕХ вопросов. И если его разгадать, результат будет покруче расшифровки ДНК.

    •  Олег Матвеев-Гендриксон | 27 декабря 2015 в 06:24:56

      Сергей, в психологии есть разделение людей на психотиков (не проверяют фантазии), "пограничников" (ведут себя, как будто верят фантазиям), невротиков (во время срыва верят фантазиям, остальное время скрывают) и нормальных людей... здоровых людей в этой классификации нет. А нормальные являются крайней частью спектра, т.е. по сути нормальные=идеальные.

      Отсюда следует, что большинство из нас (включая меня) - невротики. И этого невротизма достаточно, чтобы наловить себе проблем на пятую точку, если последовать туда, куда указывает Ницше.

      Я согласен с некорректностью своего примера, и он появился лишь для того, чтобы обнажить логику фразы Ницше. Если одна фраза не просто "логическая гимнастика", то и вторая тоже.

      Ощущение божественности мне знакомо и очень отчетливо я вижу его у своего 2-х летнего сына. Незамутненное сомнениями и планами на будущее счастье того, что сейчас что-то получается, волнение и эмоциональный подъем. С таким эмоциональным подъемом он прыгает ко мне на руки с 2 метровой высоты со ступенек. Он доверяет, и делает. Но потом, когда подрастет, то поймет, что я не всесилен и начнет сомневаться, прежде чем что-то делать. И это будет правильно.

      С другой стороны, у него отчасти может остаться то детское ощущение, что можно идти вперед и все получится. На уровне эмоций лучше чувствовать доверие к себе и к миру, а на уровне интеллекта лучше оставаться критичным. И одинаково плохо, когда позитивные (маниакальные) эмоции искажают восприятие и отключают страх, и когда интеллект подавляет (прессует, вызывает депрессию) эмоции и начинает с ними бороться.

      На добром слове спасибо. А про страхи мне страшно писать ;) Есть несколько задумок по статьям на эту тему, но год уже хожу вокруг да около. Надеюсь, в 2016 созрею. И там будет про обратную сторону всемогущества, про встречу с мертвым богом. И про следы на теле после контакта с ним.

  •  Юмми | 30 января 2016 в 14:43:10

    Говорят, в оригинале фраза звучит: "Все, что нас не убивает, делает на сильнее или калечит".

    Это, по-моему, нивелирует основания для разоблачения.

    Отмечу, что это мне сообщили знающие люди, Ницше не читала, и пока не пришло желание.

    Поэтому, не утверждаю, а предоставляю дополнительные сведения для обсуждения.

Оставьте комментарий!

Комментарий опубликую после проверки

Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

Подписаться на:
(обязательно)