телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Тренинг "Язык конфликта": теоретическая основа тренинга по конфликтологии семейных отношений

/ Просмотров: 18387 / RSS / Обсудить

Данные материалы являются основой тренинга "Язык конфликта", и каждый участник получает их в распечатанном виде в начале занятия.

Теоретическая основа тренинга - оглавление:

Рис.1 Триединый мозг по теории Мак-Лина

Краткое описание модели триединого мозга

Для того, чтобы найти себе в конфликте выгодное и устойчивое решение нам понадобятся ориентиры и критерии для выбора, вот о них мы сначала и поговорим. Базовое понятие я взял из теории Мак-Лина о нейрофизиологическом строении мозга. Это строение, согласно предположению, отражает ход эволюции от рептилий через млекопитающих к человеку. На рис. 1 изображена довольно простая модель человеческого мозга, где внутренняя темная часть обозначает R-комплекс, наследие рептилий, отвечающее за выполнение примитивных, но жизненно необходимых функций. Среднюю часть, Лимбическую Систему, мы унаследовали от млекопитающих. У нее много разных полезных функций, из которых мы выделим одну - она позволяет жить в социуме. А внешняя часть развита только у человека, и называется Неокортекс. Ее можно, сильно упростив, считать отвечающей за разум и абстрактное мышление.

В дальнейшем, я их буду обозначать буквами R(рептилия), M(млекопитающее), H(человек) соответственно.

В чем задача каждой части мозга, на что они способны

Если сопоставить это разделение с базовым для конфликтологии разделением по типам результатов в конфликтах (см Рис.2), то получим следующую картину:

Рис.2 Варианты конфликтов

Когда доминирует R, нам доступны только базовые ценности, навыки и соответствующие им итоги. Преимущество М заключается в том, что Млекопитающее может по косвенным признакам оценить исход борьбы и уступить более сильному, пожертвовав ему конфликтный ресурс, но сохранив при этом здоровье, т.е. заключив с ним своеобразный договор. Человек же способен найти в конфликте решение, устраивающее все заинтересованные стороны, и превратить конкурента в партнера.

Исходя из этой схемы поставим себе в конфликте цель:

"Оказаться самому на уровне H, и помочь в этом другой стороне."

О взаимодействии двух Н мы в рамках этого тренинга говорить не будем, это отдельная большая тема, для подступа к которой нужно научиться выходить на уровень Н-Н и удерживаться на нем в сложных ситуациях.

Вернемся к цели: чтобы ее достичь, нужно узнать, в каких условиях и с какими последствиями активизируются эти части мозга.

Как R, M и H берут на себя контроль над нашим поведением

Рис.3 Затопление, график изменения во времени силы реакции на раздражитель

Здесь можно вспомнить много разных теорий и экспериментов. Например, зависимость результатов от силы желания (лучшие результаты получаются у желающих умеренно). Или вспомнить, что в стрессовых ситуациях у человека происходит регрессия и он лишается множества своих способностей. Или найти материалы по эмоциональному "затоплению", к которому часто приводит конфликтная ситуация. Если все это просуммировать, то выходит следующий график (Рис.3 Я посмел взять его из головы. Если кто-то укажет на результаты исследований в этой области, то я буду очень благодарен. А пока каждый может сравнить график со своим личным опытом).

Этот график представляет два ОБЫЧНЫХ сценария простого конфликта, и оба эти варианта всем знакомы (для сравнения дан график с положительным раздражителем). Фиолетовым обзначена реакция воспитанного, социализованного человека, а красным - реакция человека, позволившего себе лишнее. Встретившись с красной реакцией у человека, мы можем назвать его "зверем"... и этим обидим всех млекопитающих, в том числе и в себе. Они (М) сдерживаться как раз умеют. Так что адекватной ролью для него будет роль рептилии, например Дракона, который слепо рушит все вокруг и пышет яростным огнем во все, что шевелится. Также из этого графика видно, что столкнувшись с сильным раздражителем, у нас самих есть очень небольшой промежуток времени, чтобы удержать контроль разума и не деградировать в своих проявлениях.

Лучшее средство разрешить конфликт - поймать его на взлете

Каждый раз, когда мы попадаем в серьезную конфликтную ситуацию, у нас мало времени на анализ происходящего, поэтому нужно научиться быстро узнавать ключевые ориентиры и критерии в конфликте. И первое, что полезно увидеть - что за часть мозга доминирует в данный момент как у вас , так и у другой стороны... R, М или Н? Это знание определяет доступные сию секунду варианты в конфликте, оно же определяет язык, которым можно что-то другой стороне донести (можете вспомнить распространенное выражение "он по-человечески не понимает"). Самое время заняться этими тремя языками.

Русско-конфликтный разговорник: 7 основных понятий

Базовых понятий у R совсем немного:

  • Личное пространство (Л). Пока внутри него все хорошо, R ни с кем не конфликтует. Большое личное пространство означает много доступных ресурсов, большую возобновляемую силу.
  • Спорное пространство или ресурс (С). Его наличие является началом конфликта.
  • Исходные потребности (И). Их удовлетворение понижает раздражительность и делает возможным бесконфликтное существование на меньшем личном пространстве.
  • Конечные желания (К). Активные К внутри Спорного пространства (С) мотивируют конфликт развивать, бороться за присоединение С к своему Л, чтобы без помех осуществить К и удовлетворить И.
  • Реактивная тревога (Р). На самом деле это просто тревога, назвав так, я хотел подчеркнуть ее сиюминутный смысл - степень раздражения от неудовлетворения И и сопротивления на пути к К.

В принципе, этих понятий достаточно, чтобы оценить ход конфликта и вероятность того или иного итога между двумя R. А вот у М для в ходе эволюции появляются еще два значимых понятия:

  • Общее пространство стаи (О). Внутри него члены стаи (социума) могут чувствовать себя в относительной безопасности, пока соблюдают правила взаимоотношений, принятых в данной стае. Это пространство гораздо больше Л у R и покушение чужака на О вызывает скоординированную реакцию всей стаи. Т.е. внутри своей О в среднем млекопитающее сильнее рептилии, за ее пределами - наоборот.
  • Токсичная тревога (Т). Это цена за жизнь в О, это запрет на доступ к некоторым К, это следствие подчинения М правилам внутри О, и ей приходится расплачиваться очень долгое время (см. на хвост фиолетового графика на Рис.3)

Третий язык, как мы уже договорились - это тема следующего тренинга. Так что сосредоточимся на первых двух.

Первые предложения на новом языке

Самое время составить первые осознанные предложения на этих двух примитивных языках. Чтобы их было легче видеть в окружающем мире и понять их удобство, предлагаю вашему вниманию что-то типа комикса о конфликтах на основе известных нам 7-и понятий. см Рис.4:

Продолжение следует...

Использование и публикация материала в других источниках возможна только со ссылкой на этот пост, использование в коммерческих и научных целях возможны только с моего личного разрешения .

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)