Все ли воспринимает человек, из того, что слышит?
К сожалению, некоторые люди могут только слушать, а вот слышать – это полностью воспринимать информацию.
Внимательно слушать трудно по нескольким причинам, поскольку избирательное отношение к информации является фундаментальной особенностью человеческого организма. Проблему эту можно отнести к особенностям межличностного общения, поскольку избирательное отношение к информации – это одна из черт человеческого восприятия.
Существуют определенные факторы серьезного искажения поступаемой информации, которые не зависят от участников коммуникации, факторы, которые напрямую связаны с поведением того, кто говорит и кто слушает, факторы, связанные с характером сообщения и факторы внешней среды.
Что касается факторов, не зависящих от участников разговора, то в первую очередь – это громадный объем информации, которые ежедневно обрушивается на каждого человека. В результате переизбытка того, что в состоянии воспринять мозг человека, часть информации просто не усваивается. Это, прежде всего, относится к телевидению, радио, печатным изданиям и т.д.
Факторы, которые связаны с психологическим состоянием слушателя:
Внешняя рассеянность, когда человек не в состоянии обратить внимание на то, что считается важным в определенной группе, поскольку он полностью поглощен тем, что находится за границами данной группы;
Эгоистичность, когда человек озабочен только самим собой, что не позволяет ему полностью вовлекаться в беседу;
Поглощенность взаимодействием, когда внимание полностью обращено на то, каким образом складываются отношения в группе, поэтому он утрачивает тему разговора;
Особо заслуживают внимание причины, которые связаны с поведением говорящего и характером того сообщения, которое он передает.
На понимание сообщения оказывает негативное воздействие тот факт, что оно само вызывает обеспокоенность и тревогу у говорящего. В результате этого, речь его становится неразборчивой или замедленной, что является помехой на пути продуктивного восприятия. Говорящий передает свою тревогу и тревогу, которая содержится в сообщении тому, кто слушает и это искажает сам смысл сообщения. Для того чтобы избежать этого, необходимо тому, кто передает сообщение объяснить, что он сам взволнован им, что должно послужить определенным стимулом, для того, чтобы внимательно прослушать данное сообщение.
Если говорящий действительно заинтересован в том, чтобы четко изложить свои взгляды, он должен подумать о естественных потерях и быть по возможности кратким.
Для тех, кто хочет, чтобы его сообщение было наверняка услышанным важно помнить один нюанс, середина сообщения больше всего запоминается слушающим.
Слушатель склонен разделять содержание на четко очерченные фрагменты, поэтому сообщение, для максимального усвоения должно произносится искренне, разборчиво и откровенно, оттеняя важнейшие моменты, если речь будет чересчур сложной, а подробности и оттенки будет занимать излишнее место. Это будет говорить о том, что говорящий не уверен в своих силах и сообщении, которое он озвучивает.
Слушатели склонны видоизменять сообщения таким образом, чтобы они соответствовали их ожиданиям, поэтому в основном слышат то, что хотят услышать. Опытный выступающий, который знает о склонности людей к шаблонам подчеркнет, что это его сообщение отличается от того, что было озвучено ранее. А что касается лояльного слушателя, то он постарается справиться со склонностью к шаблонному восприятию, чтобы адекватно отреагировать на информацию.
Вообще человек склонен воспринимать информацию в черно- белых тонах, ему проще оценить услышанное как плохое или хорошее, вместо того, чтобы провести собственную дифференциацию услышанного сообщения. Это является серьезным препятствием на пути к тому, чтобы услышать прочие аспекты данного сообщения. Если выступающий заинтересован в том, чтобы его сообщение не только производило впечатление плохо и хорошо, он должен убедить слушателя в том, чтобы тот воздержался от оценок.
Но человек должен уметь не только передавать, но и воспринимать информацию, для этого необходимо учиться управлять собственным вниманием, то есть понимать, запоминать, анализировать и оценивать содержание информации.
А вот для того, чтобы слушать и понимать информацию необходимо научиться управлять своими эмоциями – ненависть, страх, счастье могут снижать способность передать определенную информацию слушателю, поскольку излишняя эмоциональность снижает точность внимания.
Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!
Комментариев: 0 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
Оставьте комментарий!