ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ Р. ДАЙМОНДА – К. РОДЖЕРСА
Источник: Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.193-197. Обоснование для выбора методики Понятие «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, которая объединяет необходимость соответствовать требованиям социума и собственные потребности, мотивы, интересы. Социально-психологическая адаптация характеризуется осознанием необходимости для личности постепенных изменений отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения, а также становлением новых приспособительных механизмов, ориентированных на гармонизацию отношения личности со средой. Уровень социально-психологической адаптации тесно ввязан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Шкала социально психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Адаптированность – согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше. Описание методики Назначение: методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. Методика применима для средних и старших школьников, для учащихся системы начального профессионального обучения. Основная сфера применения – психологическое консультирование, разработка личностно-коррекционных программ, основной концептуальной идеей которых является изменение негативного отношения к другим людям, в целях реализации потенциала позитивных социально-психологических качеств. Процедура проведения Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»: «0» – это ко мне совершенно не относится; «1» – мне это не свойственно в большинстве случаев; «2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; «3» – не решаюсь отнести это к себе; «4» – это похоже на меня, но нет уверенности; «5» – это на меня похоже; «6» – это точно про меня. Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания. Текст опросника
- Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
- Нет желания раскрываться перед другими.
- Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
- Предъявляет к себе высокие требования.
- Часто ругает себя за сделанное.
- Часто чувствует себя униженным.
- Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц.
- Свои обещания выполняет всегда.
- Теплые, добрые отношения с окружающими.
- Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.
- В своих неудачах винит себя.
- Человек ответственный, на него можно положиться.
- Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
- На многое смотрит глазами сверстников.
- Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
- Собственных убеждений и правил не хватает.
- Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
- Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
- Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
- Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
- Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
- Люди, как правило, ему нравятся.
- Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
- Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
- Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
- С окружающими обычно ладит.
- Всего труднее бороться с самим собой.
- Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих.
- В душе – оптимист, верит в лучшее.
- Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
- К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
- Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
- Человек стеснительный, легко тушуется.
- Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
- В душе чувствует превосходство над другими.
- Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
- Боится того, что подумают о нем другие.
- Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
- Человек, в котором в настоящий момент многое достойно презрения.
- Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
- Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
- Себя просто недостаточно ценит.
- По натуре вожак и умеет влиять на других.
- Относится к себе в целом хорошо.
- Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
- Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
- Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
- Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него.
- Доволен собой.
- Невезучий.
- Человек приятный, располагающий к себе.
- Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
- Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
- Когда нужно что-то сделать, охватывает страх перед провалом: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится.
- Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
- Умеет упорно работать.
- Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
- Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
- Всегда говорит только правду.
- Встревожен, обеспокоен, напряжен.
- Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
- Чувствует неуверенность в себе.
- Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
- Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
- Человек толковый, любит размышлять.
- Иной раз любит прихвастнуть.
- Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
- Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
- Никогда не опаздывает.
- Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
- Выделяется среди других.
- Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
- В себе все ясно, себя хорошо понимает.
- Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
- Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
- Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
- Беспокоится, что юноши (девушки) слишком занимают ее (его) мысли.
- Все свои привычки считает хорошими.
Показатели | Номера высказываний | Нормы | ||
1 | a | Адаптивность | 4, 5, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 | (68-170) 68-136 |
b | Дезадаптивность | 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 65, 69, 70, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 | (68-170) 68-136 | |
2 | a | Лживость – | 34, 45, 48, 81, 89 | (18-45) 18-36 |
b | + | 8, 82, 92, 101 | (18-45) 18-36 | |
3 | a | Приятие себя | 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 | (22-52) 22-42 |
b | Неприятие себя | 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 | (14-35) 14-28 | |
4 | a | Приятие других | 9, 14, 22, 26, 53, 97 | (12-30) 12-24 |
b | Неприятие других | 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 | (14-35) 14-28 | |
5 | a | Эмоциональный комфорт | 23, 29, 41, 44, 47, 78 | (14-35) 14-28 |
b | Эмоциональный дискомфорт | 6, 42, 43, 49, 50, 56, 83, 85 | (14-35) 14-28 | |
6 | a | Внутренний контроль | 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 | (26-65) 26-52 |
b | Внешний контроль | 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 | (18-45) 18-36 | |
7 | a | Доминирование | 58, 61, 66 | (6-15) 6-12 |
b | Ведомость | 16, 32, 38, 69, 84, 87 | (12-30) 12-24 | |
8 | Эскапизм (уход от проблем) | 17, 18, 54, 64, 86 | (10-25) 10-20 |
Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!
Комментариев: 1 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
добрый день, почему в опроснике Даймонда-Роджерса 78 номеров, а в ключе их больше ста?
Где посмотреть оставшиеся номера, чтобы посчитать корректно и увидеть результат?
Спасибо большое.
Оставьте комментарий!