телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Вера в приметы и чувство вины

/ Просмотров: 1285 / RSS / Обсудить

Большинство из вас, вероятно, слышали про понятие «психологическая защита», а некоторые даже могут внятно объяснить, что это такое, верно?

Для тех, кто не достаточно хорошо понимает, что это такое, дам определение в свободной и ненаукообразной форме.

Итак, психологическая защита помогает человеку избежать неприятных переживаний, овладеть каким-либо угрожающим чувством (страх, гнев, ярость и др.), либо помогает сохранить самоуважение.

Вот и все определение – коротко и ясно.

Все психологические защиты в той или иной мере искажают окружающую нас реальность, но степень искажения у разных защит различна. Что значит искажают?

Под искажением понимается та разница, которая существует между реальным положением дел (объективным) и нашим восприятием этого положения дел (субъективным).

Именно это искажение и помогает людям избежать неприятных переживаний, овладеть сильными чувствами или сохранить самоуважение. Тут, надеюсь, все понятно.

Защиты есть у всех людей без исключения, и ничего плохого в этом нет – это простоадаптивный механизм, без которого нормальное существование человека практически невозможно. Вопрос лишь в том, насколько эффективна каждая из используемых защит, каково их общее количество и насколько сильно они искажают восприятие реальности человеком.

Вера в приметы и чувство вины

Пока покончим с теорией и перейдем ближе к теме обсуждения.

Психологических защит существует, по меньшей мере, два десятка (а если считать и подвиды, и уровни, и слегка измененные варианты – и того больше).

Сегодня же мне в душу запал такой интересный защитный механизм, как«аннулирование». Про него я и хотел бы немного рассказать. Под аннулированием понимается бессознательная попытка «уравновесить» некоторые переживания (обычно стыд или вину) с помощью «искупающего поведения».

Возможно, это звучит не очень понятно, поэтому пример: муж может после ссоры с женой возвращаться домой с букетом цветов. При этом аннулирование будет иметь место в том случае, если это делается почти бессознательно (как-то вдруг просто захотелось купить цветы и подарить), хотя и в случае осознанного поступка также можно говорить о том же самом механизме.

Тут все примерно ясно. Рассмотрим теперь еще одно проявление аннулирования –ритуальное поведение.

Под ритуалом будем понимать вполне определенную последовательность движений, действий, слов и т.п., исполнение которой приносит человеку психологическое облегчение, снятие напряжения.

Вы уже догадались, о чем это?

Это, дорогие друзья, про веру в приметы. Скажем, вы «ляпнули» что-то нехорошее, а вам отвечают: «Типун тебе на язык!» Сказали что-то хорошее и тут же стучите по дереву чтобы «не сглазить».

Вышли из дома, забыв что-то; вернулись – посмотрели в зеркало и только потом снова вышли.

Думаю, другие примеры каждый для себя придумает сам.

Исполняя вышеописанные действия вы словно аннулируете, «отменяете» нежелательное развитие событий благодаря простому ритуалу (сказали, постучали, посмотрелись в зеркало и т.п.).

При этом что характерно, приметы переходят от поколения к поколению и практически никто не собирается ставить под сомнение необходимость выполнения сопутствующих им ритуалов.

Люди действуют по принципу – ничего страшного, сделаю – не развалюсь небось. И делают. Каждый раз так – как бы «на всякий случай» - а вдруг примета работает?

Если работает, а я сделал «искупающий» ритуал – значит все должно быть хорошо, можно не волноваться. Если не работает – все равно сделаю, раз на раз не приходится… а вдруг?

И так продолжается всю жизнь. Как правило, чем старше человек, тем больше всяких сомнительных примет он знает и все больше ритуализирует свое поведение.

С этим моментом разобрались более или менее.

А вот почему человек так легко попадает в ловушку примет? Кто сказал, что надо делать «так-то и так-то», чтобы избежать чего-то нежелательного?

Обратите внимание на само слово примета – кто-то что-то там приметил или подметил. Спрашивается: «А вам какое до этого дело?»

Можно возразить, сказав, что приметы, мол, идут из глубины веков, они выработаны давным-давно и использовались нашими предками на протяжении столетий, если не тысячелетий, поэтому они верны и не стоит играть с огнем и нарушать их.

Ладно, а как же быть с тем фактом, что приметы совершенно разные в разных культурах? Да что там культурах, даже в соседних странах! Что скажете теперь?

В том-то и дело, что приметы были «примечены» совершенно разными людьми и при разных обстоятельствах.

Как вам нравится примета про черную кошку, перебегающую дорогу перед вами? Ага! Даже холодок по спине пробежал, наверное, да? А теперь спросите то же самое у испанца, у мексиканца, у австралийца, у шведа, итальянца. Они только плечами пожмут – мол, не знаем мы, про что это, и что это такое.

В самом деле, представим такую замечательную картину:

На дворе бородатый 14 век (ну например). Средневековая Русь. Деревня. Некая Аленушка (или братец Иванушка) идут себе по деревне на колодец за водой. Птички поют. Солнышко сияет. Идиллия, в общем... И тут бедной Аленушке дорогу перебегает черная кошка. Ну Аленушка идет себе дальше за водой, просто проигнорировав такое событие (она-то еще не знает, что скоро из-за нее родится ныне всем известная примета!)

И вот она набрала воды, вернулась в избу. Сготовила обед. Поела. А после обеда ей стало почему-то очень худо – температура, озноб и т.д. Ну ее родня и расспрашивает, что делала до этого, чтобы до причины докопаться, а она так вскользь рассказала, что шла за водой, кошка там пробежала и все в таком роде. Еще денек и бедная деревенская девушка отправляется в мир иной – мед. помощь слабая, а горячка скоротечная…

Все соседи сбегаются и начинают причитать: «как же так, что же случилось!» А родня девушки так вскользь упоминает о колодце, воде и черной кошке, перебежавшей дорогу.

Соседи, конечно, на ус мотают, и в подсознании откладывается информация о черной кошке.

Все – примета уже почти сформирована – достаточно одного стечения обстоятельств, и совершенно независимые события могут восприниматься как связанные между собой.

Уже любой житель деревни будет не рад, если ему перебежит дорогу черная кошка. Причем сразу после этого запустится «программа» ожидания плохого результата, несчастья, которая и реализуется только потому, что ее реализации ожидают.

Знает одна деревня – знает и другая – а там за несколько веков и вся Россия. Так вот.

Вы говорите, что пример наивный и надуманный? Возможно, зато наглядный и простой, так ведь и сами приметы не отличаются логичностью и очевидностью.

Таким образом, что я хочу сказать? Я хочу сказать лишь то, что каждый волен сам выбирать, верить ему в приметы или нет. Выполнять бестолковые ритуалы, придуманные кем-то, или нет. Носить с собой всю жизнь чувство стыда или вины, либо нет.

Для чего вы выполняете ритуал? Для того чтобы вернуть себе душевное равновесие.

Почему ваше душевное равновесие было нарушено неким событием? Потому что оно служит для вас знаком о возможном наказании, несчастье.

Почему это событие служит для вас знаком о наказании, несчастье? Потому что вы внутренне готовы к тому, чтобы вас наказали или вас настигло несчастье.

Почему вы готовы к наказанию и несчастью? Потому что внутри вас живет чувство вины и стыда.

Вывод: Вера в приметы и выполнение связанных с ними ритуалов характеризует вас как носителей глубинного чувства вины или стыда.

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)