Сотрудничаем, уклоняемся или ищем компромиссы
Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, то для того, чтобы с минимальными потерями выйти из нее, нужно пользоваться определенным стилем поведения. В нем будет учитываться не только собственное поведение, но и поведение людей, вовлеченных в данный конфликт, а так же его природа.
Стиль поведения должен совпадать со способом решения данной ситуации. Что касается человеческих взаимоотношений, то стиль, это манера собственного поведения с совокупностью характерных приемов, то есть путей преодоления конфликта.
Какие существуют эффективные стили поведения в конфликтной ситуации?
Уклонение
Этот стиль подходит в тех случаях, если:
Проблема, для участника конфликта, не существенна и не заслуживает того, чтобы не нее были потрачены время и силы;
Имеется возможность добиться своих целей другим путем;
Столкновение идет между близкими по рангу субъектами, которым не нужны осложнения в своих взаимоотношениях;
Участник осознает свою неправоту или его оппонентом выступает человек, который выше по рангу;
Нужна отсрочка столкновения, для анализа имеющейся ситуации и концентрации сил;
Оппонентом является человек в неадекватном психическом состоянии.
К этому стилю чаще всего прибегают люди с реалистичным складом ума, которые в состоянии трезво оценить преимущества и недостатки каждой из сторон. Даже если их и задевают, они с нежеланием принимают вызов, поскольку понимают, что самый выигрышный вариант спора, тот, который не состоялся.
Приспособление
Этот стиль подходит в тех случаях, если:
Участник конфликта на заинтересован в решении возникшей проблемы, считая ее недостойной своего внимания, поэтому легко принимает интересы другой стороны;
Оппоненты специально уступают друг другу, поскольку уверены, что при потере меньшего, будет выигрыш в большем – это могут быть дружеские отношения или партнерские связи;
Возникла тупиковая ситуация, которая требует, чтобы накалы страстей остыли, для сохранения нормальных отношений. Но, конечно, только в том случае, если для этого не требуется отступить от своих моральных принципов;
У одного из оппонентов есть искреннее желание оказать другому поддержку.
Приспособление подходит для решения почти любых конфликтных ситуаций, но более всего для тех ситуаций, которые имеют иерархическую вертикаль. Когда нужно сохранить взаимопонимание и атмосферу делового сотрудничества, не идя на поводу запальчивой полемике.
Конечно, этот стиль может оказаться не столь эффективен. К примеру, он не подойдет, если субъекты конфликта находятся в состоянии гнева или крайнего раздражения.
Конкуренция
Этот стиль подходит в тех случаях, если:
Проблема жизненно важна для участника конфликта и он считает, что имеет достаточную силу, для того, чтобы обернуть ее в свою пользу;
Конфликтная сторона находится в выгодной, практически беспроигрышной для себя позиции, что поможет достичь поставленной цели;
У участника конфликта нет другого выбора, и он ничем не рискует, если будет защищать свои позиции;
Конкуренция не подразумевает непременное употребление грубой силы или наличия высокого ранга того, кто участвует в конфликте. Вполне вероятно, что стремление выиграть имеет под собой серьезные аргументы и умение подать идею, в качестве вызова.
Но, любое давление, как бы ни было оно удачно завуалировано, может спровоцировать взрыв необузданных эмоций и крушение уважительных отношений. Поэтому желание всегда оставаться правым, не самый лучший вариант, для того, чтобы сохранить дружеские отношения.
Сотрудничество
Этот стиль подходит в тех случаях, если:
Проблема, которая вызывает разногласия, важна для обеих сторон и каждая их них не имеет желания, уклониться от ее решения;
У конфликтующих сторон примерно одинаковый ранг, либо они не обращают внимания на их различие;
У каждой стороны есть желание обсудить спорные вопросы, чтобы найти устраивающий всех компромисс для решения этого вопроса;
Стороны, участвующие в конфликте, поступают, как партнеры, имея взаимное уважение, чтобы у каждой стороны было максимум пользы, при минимуме потерь.
Но этот стиль требует терпения и мудрого отношения друг к другу, что, в конечном счете, и может привести к конструктивному, устраивающему всех решению.
Компромисс
Этот стиль подходит в тех случаях, если:
Субъектам конфликта известно о его причинах и развитии, чтобы представить ситуацию объективно, со всех сторон;
Оппоненты примерно равны по рангу и даже при взаимоисключающих интересах, мирятся с данным положением дел, отыскивая пусть временный, но подходящий вариант решения противоречий;
У участников конфликта разные ранги и они склонны к достижению договоренностей, для того, чтобы сберечь время и силы;
Оппоненты, при оценке ситуации смогут скорректировать свои цели, учитывая изменения, которые произошли в процессе конфликта;
Прочая позиция в этом конфликте, не приносит успеха.
Компромисс – это признак высокой культуры общения, что особенно ценится в человеческих отношениях и управленческой практике. Но не стоит пользоваться им без особой надобности, еще до того, как состоялось обсуждение сложной проблемы. То есть, сначала проверить, будет ли он эффективен в сравнении с сотрудничеством, приспособлением или уклонением.
Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!
Комментариев: 0 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
Оставьте комментарий!