Поступок и формирование характера
Известна восточная поговорка: "Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку -пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу". Акцент в ней правильно поставлен на человеческих поступках, которые, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, составляя его сущность, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему других людей. Система привычных действий и поступков - фундамент характера человека. От анализа поступков к синтезу их в характере, в психологическом образе личности и от понятного характера к уже предполагаемым поступкам - такой путь проникновения в сущность индивидуального характера. Человек по своей сущности деятелен. Структуру человеческой деятельности составляют как разные мимовольные, автоматизированные движения (мимика, пантомимика, походка и т.д.), так и произвольные действия разной степени сложности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека, как известно, называются привычками. Удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения. И все же объективные и бесспорные данные о характере человека дают не эти мимовольные действия и движения человека и не черты его внешности, а его сознательные и произвольные действия и поступки. Именно по поступкам мы делаем выводы, каким является человек. Вспомним Чеховского Беликова ( "Человек в футляре"). Если бы А. Чехов ограничился описанием внешности Беликова и не показал, что и мысль свою Беликов также старался "скрыть в футляр ", если бы не показал, как он гнетил всех своими" футляровскими" соображениями, если бы не рассказал о фискальных шалостях Беликова, то никак не можно было бы определить, хороший или плохой человек Беликов, или он лишь пассивно осторожен, эта осторожность составляет обратную сторону активной подлости. По соотношению действия и мотива нетрудно определить черты характера, которые в них объективируются. Но если настоящие мотивы действий маскируются, скрываются за высоконравственными соображениями и заботами , то не всегда можно точно установить характерологические особенности субъекта. Так, не всегда удается раскрыть лицемерие, вымогательство и мздоимство. Неотъемлемым качеством каждого характерного действия (поступка) является то, что в одной и той же ситуации возможно сочетание различных сторон, которые выступают показателями некоторых взаимосвязанных, но отличных друг от друга черт характера. Поэтому нередко по одному поступку можно многое узнать о характере человека. Наиболее информативными формами проявления характера являются рабочие операции (действия, которыми выполняется то или иное задание) и результаты, продукты деятельности. В рабочих операциях непосредственно отражается реальное отношение человека к деятельности, которая может выражаться в таких чертах характера, как старательность и добросовестность, исполнительность и энергичность, энтузиазм и вдумчивость т.д. И все же наиболее характерный портрет человека раскрывается в продуктах, результатах его деятельности. По результатам работы происходит селекция черт характера, определяются способности человека, его моральная зрелость, эмоциональное равновесие, волевая и интеллектуальная сила. Национальные ценностные ориентации формируются на протяжении веков и тысячелетий. Национальное и личное достоинство, чувство патриотизма определяются не только соответствующим содержанием, формами и средствами воспитания, но и этнической своеобразной психикой воспитанников. Недооценка самобытности того или иного народа равносильна отсутствию объединительного центра, стержневой идеи, вокруг которой группируются все остальные составляющие национального воспитания. Первые попытки анализа психического склада украинцев, как этноса и нации были предприняты еще в XVIII-XIX вв. в трудах выдающихся представителей украинской мысли И. Костомарова, В. Липинского, Ф. Чижевского и других. Знание национальных черт характера, психологических особенностей украинского народа необходимо для самосовершенствования каждого индивида. Мы понимаем, что национальный характер не является суммой характеров отдельных индивидов, но духовное здоровье нации всецело зависит от духовности, национального самосознания каждой личности. Почти все исследователи, бывшие и нынешние, подчеркивают такие типичные черты украинского национального характера, как демократичность, свободолюбие, эмоциональность, выявляемых в музыкальности, приближенности украинцев к природе, культе женщины и семьи, толерантности по отношению к другим народам, религиозности, трудолюбия, гостеприимства. Большинство исследователей склоняются к тому, что украинцам присуща такая черта, как интровертизм. Эта особенность проявляется в определенной направленности на свой собственный внутренний мир, на проблемы прежде собственного социума. Именно поэтому в украинском обществе семья, ближайшая община всегда играли большую роль и имели особую ценность. Интровертизм проявляется также в миролюбии, не склонности к агрессии и насилию, сосредоточенности на своей внутренней свободе. Интровертизм украинского характера, его деликатность и уязвимость, быстрые смены настроения под влиянием определенных раздражителей, подчеркивал доктор И. Мирчук, который утверждал, что украинцам присуще преимущество чувств, доступность глубочайшей любви, которая играет ведущую роль в их жизни, но очень часто это чувство по какой то маловажной причине переименовывается в свою противоположность, в умственно непостижимую, но чувственно понятную ненависть. Определенная закрытость для внешнего мира порождает личностную сдержанность, выносливость и упорство в достижении замыслов. Почти все исследователи отмечают такую характерологическую черту украинцев, как индивидуализм. Эта черта немного опасна, индивидуализм может проявляться в склонности к неповиновению и вести к отрицанию любой власти. Чертой характера украинцев, как конкретной личности, так и этнической группы, является способность к саморегуляции. Это качество может рассматриваться как уровень самостоятельности, развития самосознания, ответственности за свою жизнь. Еще одной из доминирующих черт украинского национального характера является его эмоциональность. Исследователи указывают на повышенную чувствительность украинской души, ее впечатлительность, склонность обижаться и соответственно слабую волевую регуляцию. Повышенная чувствительность ко всему, что окружает, в том числе и к взаимоотношениям с другими людьми, иногда сочетается у украинцев с определенной амбициозностью. Недостаточная развитость социальной воли также отделяется многими исследователями украинского этноса. Преимущество эмоциональности, созерцательности, мечтательностью над свободой в характере украинца часто приводила к тому, что поставленные цели не были достигнуты или реализовались не так, как были задуманны. Неадекватность волевой регуляции отражается и в такой характерологической черте, как упрямство, что также изучается во многих исследованиях. Эта особенность поведения проявляется в стремлении действовать по-своему, вопреки препятствиям или советам. Украинскому народу свойственна индивидуальная форма целеустремленности и личная ответственность за последствия реализации целей. Это явление прогрессивное, поскольку оно является предпосылкой появления человека, способного к сознательному созданию нового гражданского общества. Воспитание характера - длительный процесс, который происходит в связи со становлением видов деятельности ребенка, усложнением соответствующих потребностей и мотивов, расширением круга осваиваемых значений, выполнением действий, которые реализуют то или иное отношение, призван организовать освоение индивидом духовной культуры общества, овладение определенными социальными нормами. Ребенок не вырастет человеком, ориентированным на социальные идеалы, если ему лишь объяснят значение. Также будут безрезультатными принудительные действия. Нужны подражания ребенком образцов, обозначенных определенным отношением, действиями авторитетного взрослого и оценка их со стороны взрослого (одобрение, поощрение, осуждение или наказание). Эти действия должны удовлетворять потребность в общении, мотивируя необходимостью участия в совместной деятельности, быть его оптимальным средством, фиксироваться в смысловых инструкциях, иметь форму поступков. Только так они могут способствовать воспитанию тех или иных свойств характера ребенка. Характер может стать предметом самовоспитания, что чаще всего бывает в подростковом и юношеском возрасте. Это уже уровень личности, и он отчетливо показывает, что каждое свойство характера является признаком присущего индивиду образа жизни, который так же, как темперамент, способности и характер выполняет инструментальную функцию. Причем, если на уровне индивида имеет место жизни в пределах характера, который уравновешивает отношения человека с миром, то здесь имеет место определенное отношение индивида к своему характеру. Это путь, ведущий к использованию характера как средства, с помощью которого он строит свою жизнь. Именно на этом пути индивид получает способность оценивать свой характер, выдвигать и решать задачи его воспитания, ведь с помощью воли он может выбирать принципиально новый для себя мотив и, исходя из него, преодолевать одни смысловые установки и создавать другие, т.е. закладывать основу для совершенствования своего характера. Характер воспитывается течением жизни. Отсюда следует принципиальное положение: не характер объясняет жизнь индивида, а жизнь является ключом к пониманию и анализу характера. В оценке украинского национального характера наблюдается ряд противоречий. Так, нет единства в вопросах:
- индивидуальные или коллективные черты характера присущи украинцам;
- "вымываются" или развиваются рыцарские компоненты характера украинцев - мужество, смелость, разумный риск и т.п.;
- каковы особенности влияния сегодняшних рыночных отношений и сложного геополитического положения в условиях возрождения и становления государственности.
Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!
Комментариев: 0 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
Оставьте комментарий!