КАК ЗАНИМАТЬСЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ ДОМА? ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА.
Родителю, который твердо решил с ребенком «заниматься», никак не удается его отловить и усадить. Как же вести себя с гиперактивным ребенком, если родитель остро ощущает потребность в «развитии» своего чада, а ребенок вовсе не торопится ему навстречу? Есть несколько простых правил, которые, разумеется, не решат всех проблем (ведь сам-то синдром никуда не делся), но позволят сберечь значимое количество родительских и детских нервных клеток. 1. Не пытайтесь усадить ребенка. Для занятий с младшим дошкольником вполне подходит почти любое пространство — ковер в детской, диван в гостиной, кухонный стол, двор и ванная комната. Если ребенок очень подвижный, то во время занятий он может ходить, ползать или даже бегать. Именно в движении ребенок с СДВГ легче усваивает информацию. Фиксация позы требует от него слишком большого напряжения. На ваши занятия просто не останется сил. 2. Занятия должны быть очень короткими (не более 10 минут). Если время концентрации ребенка две минуты, не рвите на себе волосы, а начинайте с двух минут. Эти две минуты могут повторяться каждый час. Через некоторое время концентрация увеличится до трех, а потом и до пяти минут. Занятия длиннее десяти минут для такого младшего дошкольника малополезны, так как усваивается только то, что было вначале. Впоследствии ребенок думает только о том, как бы удрать. 3. Решите заранее, чем именно вы хотите заниматься сегодня. Соображать «по ходу дела» недопустимо. Слишком велик дефицит внимания и слаба концентрация. Ребенок будет с вами только в том случае, если все занятие проходит «в едином порыве». А это возможно только при тщательном предварительном обдумывании. Заранее подготовьте все игрушки или другие пособия, которые понадобятся вам для занятия. Если вы начнете что-то искать во время занятия, то ребенок охотно включится в этот процесс, совершенно позабыв о цели, для которой вам понадобился мишка или колечко. 4. По возможности приучайте ребенка к регулярности занятий. Если они происходят всегда сразу после полдника или после ванной перед сном, то в урочное время мозг ребенка будет соответствующим образом настраиваться. Старайтесь не пропускать занятия. Пусть они будут совсем коротенькими (например, пять минут), но зато каждый день по три раза. Для ребенка это куда лучше, чем по полчаса два раза в неделю. 5. Не слишком гоняйтесь за суперсовременными системами. Пусть тот, кто хочет, занимается с ребенком «по Никитиным», «по Гилфорду» и т.д.. Помните, что любая палка — о двух концах. Играйте с ребенком в древние и мудрые «развивающие» игры типа: «Что положим в кузовок?», «Что хотите, то берите, „да“ и «нет» не говорите, черного и белого не называйте, о красном не вспоминайте… Вы поедете на бал?» Эти игры хороши тем, что вовсе не требуют усаживания ребенка за стол. К тому же они комплексные, и развивают сразу: а) произвольное внимание; б) словарный запас; в) навык поиска синонимов и антонимов; г) умение строить вопросы; д) логическое мышление. 6. Если ребенок совершенно не слушает, когда ему читают книжки, возможны два пути. Первый — банальный подкуп. Вы ставите будильник на некое (очень короткое) время, например на пять минут, и говорите ребенку: «Сейчас мы будем читать сказку про Машеньку. Я читаю, ты слушаешь. Когда прозвонит будильник, все кончится». Большинство маленьких детей бывает очень заинтриговано звонящим будильником. Вы читаете про Машеньку. Будильник звонит. Вы его выключаете, а ребенку говорите: «Ты молодец. Ты хорошо слушал. На тебе печенье. Вечером почитаем еще». Ребенок доволен сразу по нескольким поводам: а)таинственный будильник зазвонил прямо у него на глазах; б) сделали поощрение (печенье); в) похвалили за некое пусть непонятное, но достижение. Время до звонка будильника регулируете вы. Только не увеличивайте его слишком резко. По две-три минуты в неделю. Пятнадцать минут кряду слушать одну книжку — это очень хорошее время для гиперактивного дошкольника, который еще недавно вообще чтение слушать отказывался. Второй путь более сложный. Здесь вам понадобится изрядная доля фантазии. Для начала надо взять лист бумаги и нарисовать на нем небольшую историю. Например, щенок ушел из дома и встретил большую собаку. Собака залаяла, щенок испугался и убежал домой. Лучше, если рисовать все это вы будете на глазах у ребенка. Сопроводительная история тоже рождается на его глазах. Ребенок наверняка заинтересован и жаждет продолжения. После нескольких рисованных историй (допустим, спустя неделю) наступает время рассказов по чужим картинкам (комиксов). Но текст по-прежнему ваш. Когда ребенок привык и к этому, можно переходить к настоящим книгам. Только в них должно быть много картинок, чтобы ребенок ощущал преемственность способа передачи информации. 7. Ориентируйтесь на состояние ребенка. У детей с СДВГ бывают «плохие дни», когда они буквально все забывают и как будто бы теряют прочно приобретенные знания и навыки. Бог весть, что в этот момент происходит в ЦНС ребенка, но ругать или стыдить его по меньшей мере неуместно. Отметьте: «Сегодня у тебя это не слишком получается. Ничего страшного. Сейчас мы поиграем, а к этому вернемся в следующий раз». Ребенок будет благодарен вам за понимание, и в следующий раз, когда сможет, постарается вас порадовать. Если вы будете «нажимать», стыдить, заставлять, то результат будет прямо обратным. Ребенок «уйдет в отказ», и на все ваши занятия ляжет отпечаток негативизма. Вам это надо?
Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!
Комментариев: 0 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
Оставьте комментарий!