телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

§ 5. Методические основы решения психологических задач

Мы уже говорили о том, что тема взаимодействия клиента и практического психолога задается текстом заказа. В этом тексте психолог выделяет систему оце­нок клиента, в которой он воспринимает психологичес­кую информацию, и создает необходимые условия для переформулирования текста заказа в психологическую задачу. Основной критерий психологической задачи связан с появлением у клиента вопроса о значении психологической информации.

Вот в этот момент у психолога и возникает вопрос о том, как решать психологическую задачу клиента.

Мы уже отмечали, что в профессиональной дея­тельности практического психолога большое значение имеет его позиция. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная теория или содержание

научных знаний практического психолога. Именно обобщенная теория и дает возможность ответить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.

История психологии как науки показывает, что все конкретные психологические теории связаны с исполь­зованием основных научных категорий, отражающих специфику предмета психологии как науки. Эти кате­гории как формы мышления о внутреннем мире чело­века по мере становления научного психологического знания наполнялись новым содержанием, уточнялись с помощью других категорий и понятий, но по форме оставались теми же.

Отношение практического психолога к основным категориям психологической науки и определяет его исходную, методологическую позицию в решении пси­хологических задач клиента.

Какую научную категорию практический психо­лог считает основной, какой он видит связь ее с дру­гими категориями, как осуществляет конкретизацию этих категорий при анализе уникальной ситуации жизни клиента? Ответы на эти вопросы и позволяют увидеть и отрефлексировать содержание методологи­ческой основы решения психологических задач.

Какие же психологические категории являются основными, то есть отражающими специфику предме­та психологии как науки?

На наш взгляд, к ним можно отнести основные следующие научные категории: образ, действие, моти­вация, общение, индивид-личность.

Эти пять научных категорий отражают специфику психической реальности, которая познается соответ­ствующими этой специфике методами. Как известно, основными методами психологической науки являют­ся следующие: экспериментальный (в различных ва­риантах), объективные наблюдения, психофизические методы, тесты, моделирование.

Практический психолог пользуется этими метода­ми и научными категориями, но для решения не науч­ных, а психологических задач конкретного клиента.

Остановимся несколько подробнее на содержании основных научных психологических категорий, со­ставляющих основу решения психологом задач кли­ента.

 Глава

Категория образа дает возможность выделить саму психологическую реальность в ее гносеологическом аспекте. Образ реален, он существует в системе жиз­ненных отношений между человеком и миром. В психо­логических исследованиях было выявлено соответствие образа структуре внешней среды, то есть зафиксиро­вана его отражательная природа. Отношение образа и реального мира не ограничивается ощущениями. Фи­зический мир представлен во внутреннем мире чело­века в виде сложных когнитивных структур, включаю­щих и ощущения и самые абстрактные понятия. Образ предстает как регулятор и координатор жизнедеятель­ности человека. Образ определяет процессы целеполагания, включен в построение модели будущего дей­ствия, в том числе и телесного действия. Образ мира, в котором живет человек, включает и образ самого человека — его физического «Я», схемы его тела как системы координат, ориентирующей человека в про­странстве и времени.

Конкретные психологические теории используют различные содержательные характеристики образа для описания специфики психологической реальности, но все они выделяют ее динамичность — относительную устойчивость и изменчивость его параметров.

Категория действия складывалась на основе реф­лекторной концепции. Идея интериоризации, то есть идея превращения внешнего действия во внутреннее, дала возможность проанализировать происхождение многих феноменов внутреннего мира человека, откры­ла перспективы понимания мыслительных актов чело­века, позволила выделить и осмыслить проблему целе­сообразности человеческих действий как проблему организации поведения.

Категория действия позволила описать структуру человеческой активности, выделить в целостном пото­ке жизни отдельные виды деятельности и действий, их взаимосвязь и взаимозависимость, особенности пере­хода одного вида активности в другой.

Категория мотивации описывает сферу побужде­ний, придающих действию направленность, избира­тельность, динамичность. Это сфера психодинамики, психоэнергетики. Категория мотивации — одна из самых сложных и противоречивых в современной

психологии. Она включает в себя как аффектные, так и когнитивные образования, которые характеризуют отношение человека к разным аспектам окружающего мира, к самому себе как части этого мира — к своему внутреннему миру и к своему физическому телу.

Категория мотивации позволяет выделить в содер­жании мотивации относительно устойчивые и относи­тельно изменчивые параметры, например, к первым относятся базисные потребности человека (в разных психологических теориях они описываются по-разно­му: потребность в самоутверждении и самоактуализа­ции, потребность в новых впечатлениях, потребность в признании). Относительно изменчивые параметры мотивации характеризуются через ценности человека, аффективные переживания, эмоциональные комплек­сы, черты личности и т. п.

С помощью относительно устойчивых и относи­тельно изменчивых параметров мотивации есть воз­можность описать такие содержательные характерис­тики активности человека, как перспективы, цели, процессы иерархизации различных ценностей, меха­низмы принятия решении и механизмы выбора того или иного способа поведения.

Описание содержания целей, потребностей и от­дельных мотивов человека позволяет ставить вопрос об их происхождении. Это дает возможность исследовать индивидуальную мотивацию человека с различных теоретических позиций, опирающихся на совершенно непохожие подходы к самому понятию индивидуаль­ность, например, бихевиоральный подход и психоди­намический подход, где индивидуальность мотивации объясняется различными факторами. В бихевиоральном большее внимание уделяется научению, в психо­динамическом — врожденным, инстинктивным фор­мам поведения человека.

Но в любом случае (независимо от исходных тео­ретических положений исследователя или практика) применение категории мотивации приводит к анализу взаимодействия человека с человеком и человека с самим собой. Эта особая реальность описывается ка­тегорией общения.

Категория общения характеризует объективные связи человека с социальной средой. Эти связи пред-

ставлены в его внутреннем мире в особых формах, не сводимых к другим. К ним относятся также феномены социальной нормы, социального ожидания, социально­го стереотипа и т. п. Все эти феномены требуют и особых научных форм для мышления о них. Такими формами становятся в настоящее время научные кате­гории и понятия социальной психологии, изучающей эти феномены специальными методами. Как известно, «социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп»1.

Социальная психология изучает такие проблемы как конформность человека в группе, групповую струк­туру и групповую динамику, а также различные аспек­ты общения: коммуникативный, интерактивный и пер­цептивный.

Коммуникативный аспект общения связан с обме­ном информацией. Интерактивный аспект общения про­является в возможности сотрудничать, помогать друг другу, координировать и согласовывать свои действия, Перцептивный аспект общения включает выделение индивидуальных свойств и качеств другого человека на основе идентификации, рефлексии и стереотипизации.

В ходе изучения взаимодействия человека с други­ми людьми были выявлены разнообразные варианты индивидуальных реакций людей, которые имели своей причиной не непосредственное общение, а устойчивые качества, присущие самим участникам общения. Эти устойчивые качества и описываются научными психо­логическими категориями индивид — личность.

Категории индивидличность позволяют опи­сать неповторимые особенности человека. Множество параметров человека связано с его физиологическими особенностями (рост, вес, отпечатки пальцев, строение тела и др.) и множеством параметров психологических, которые даже трудно перечислить: индивидуальность ощущений, восприятии, представлений, индивидуаль­ность действий, мотивации, общения (внушаемость, например).

Описание индивидуальных различий существова­ло в психологии с момента ее зарождения как науки. По мере развития форм научного мышления о челове­ке появилась необходимость ввести категорию науч­ного знания, которая бы не только позволила выделить некоторые параметры человека, отличающие его от таких же параметров другого человека, но и зафикси­ровать целостность человека, то есть зафиксировать в полной мере неповторимость индивидуальной психо­логической реальности.

Если посмотреть научные психологические тексты, то категория личности является одной из наиболее употребительных, но тем не менее одной из наименее проработанных. Это и естественно, так как эта катего­рия отражает не только неповторимость психической реальности исследуемого человека, но и неповтори­мость психической реальности человека исследующе­го — ученого-психолога.

Нам представляется целесообразным в целях прак­тического исследования категорий индивид— лич­ность обратиться к некоторым философским положе­ниям, изложенным в работах Э.В. Ильенкова. Они были бы, на наш взгляд, продуктивны в применении их к анализу конкретных фактов жизни человека, с кото­рым работает практический психолог.

Прежде всего, это положение о том, что личность не только существует, но и рождается как «узелок» в сети взаимных отношений людей. Этот «узелок» скреп­ляет эти отношения и одновременно дает возможность им развиваться в определенном направлении.

«Личность и есть совокупность отношений чело­века к самому себе как к некоему «другому» — отно­шение «Я» к самому себе как к некоторому «Не-Я». Поэтому «телом» ее является не отдельное тело особи вида «Homo sapiens», а, по меньшей мере, два таких тела — «Я» и «Ты», объединенных как бы в одно тело социально-человеческими узами, отношениями, взаи­моотношениями»1.

Понимание психической реальности, описываемой понятием личность, неразрывно связано с такими

1987

Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.,

1 Ильенков Э.В. Что же такое личность /с чего начинается личность. — М , 1984. — С. 329.          

категориями, как осознание самого себя, образ «Я», самоощущение, самочувствие, самонаблюдение, и другими, раскрывающими целостность и уникаль­ность внутреннего мира человека. Особенность пси­хической реальности человека состоит в том, что она как уникальность, как единичность обнаруживается только через фактическое столкновение с другой лич­ностью. Это столкновение может носить самый раз­ный характер — комический, драматический, даже трагический. Но только там, где есть фактическое, реальное воздействие одного человека на другого, проявляется индивидуальность каждого из них.

Содержание этого воздействия и дает основания говорить о подлинной или мнимой индивидуальности человека, о подлинной или мнимой личности. Эта про­блема — проблема подлинности личности — возника­ет потому, что самоощущение человека как индивиду­альности и его взаимодействие с другим человеком (людьми) как индивидуальности нетождественно. В са­моощущении, в рефлексии, человек может фиксировать свою индивидуальность, свою неповторимость, а во взаимодействии с другими людьми ведет себя шаблон­но, стереотипно, перенося одни и те же способы дей­ствия и построения отношений из одной жизненной ситуации в другую. Для других людей такой человек не является индивидуальностью, личностью, так как он потерял главное качество живой личности — свободу. Свободу или аутентичность, или идентичность, или воз­можность быть самим, то есть способность применять всеобщие способы действия к индивидуально неповто­римым жизненным ситуациям. Свободный человек делает то, что умеют делать все другие, но делает луч­ше. Таким образом, он создает новые эталоны работы, новые эталоны действия.

Можно согласиться с тем мнением, что личность не только возникает в этих новых эталонах действия, но и сохраняет себя через создание все новых и новых эталонов, норм действия.

Когда эти новые найденные эталоны и нормы дей­ствия становятся стереотипами, личность умирает;

шаблонность, стереотипизация действия ведет к пси­хологической смерти, которая, к сожалению, может наступить раньше смерти физической и незаметно для самого человека. Такой человек своей безрадостностью и безличностью приносит много горя другим людям. Живая же личность приносит людям радость. Ее тайна заключается в том, что живая личность, «создавая то, что нужно и интересно всем, она делает это талантли­вее, легче, свободнее и артистичнее, чем это сумел бы сделать кто-то другой, волею случая оказавшийся на ее месте»1.

Таким образом, категория личности выводит при ее обсуждении на такие важнейшие психологические и философские категории, как категория способнос­тей, таланта человека и категорию свободы. Без их конкретизации практическому психологу трудно ре­шать свои профессиональные задачи, о которых хоте­лось бы сказать словами Б.Л. Пастернака из «Детства Люверс»:

«И чтобы не было суков в душе, чтобы рост ее не застаивался, чтобы человек не замешивал своей тупо­сти в устройство своей бессмертной сути, заведено много такого, что отвлекает его пошлое любопытство от жизни, которая не любит работать при нем и его всячески избегает. Для этого заведены все заправские религии и все общие понятия, и все предрассудки людей, и самый яркий из них, самый развлекающий — психология».

Задания для самостоятельной работы

I. Определите, какое из этих высказываний несет психологическую информацию.

1. Сегодня он купил себе новые ботинки черного цвета.

2. Недавно она неожиданно для всех изменила цвет волос.

3. О нем всегда говорят, что он похож на старого младенца.

4. Она живет по старому адресу.

5. У него очень рано появились морщины на лбу.

6. Какие красивые у него глаза!

7. Обаянию этого человека невозможно не поддаться.

8. Он каждый день выглядит по-разному.

1 Ильенков Э.В. Что же такое личность // С чего начинается личность. — М., 1984. — С. 357.

II. Определите, какое психологическое знание ис­пользовано в этих высказываниях.

1. «Все люди разные».

2. «Дети всегда повторяют судьбу своих родителей».

3. «У каждого человека есть что-то свое».

4. «Раппорт достигается через грамотное применение навыков внимания — через визуальный контакт, тон голоса, позу и словесное сопровождение».

5. «Теплота — это эмоциональное отношение к клиенту выраженное невербальными средствами».

6. «Доминирующим признаком его вербального и невербального языка было наличие вялотекущей депрессии».

7. «Всякий человек, в том числе и ребенок, имеет право на тайну».

8. «Дайте подростку понять, что для юноши (девушки) его возраста уже естественно не только влюбляться, но и искать физической близости».

9. «Как хорошо, когда дети усваивают Я могу вместо на­доедающего Ты должен».

10. «Лучше всего, когда человек сам себе приказывает».

III. Определите, какое высказывание, обращенное к клиенту, принадлежит квалифицированному, а какое неквалифицированному психологу.

1. «Вы просто чувствуете давление. У меня тоже так быва­ет. Я чувствую давление обязательства перед своей се­мьей и иногда мне кажется, что у меня не остается вре­мени на себя и на удовольствия».

2. «Я вижу, вас начинает утомлять то, что вы не отстаива­ете свои права в некоторых ситуациях. Есть ли в этом смысл? »

3. «Что вы говорите? Скорее всего, вы ошиблись в оценке его состояния».

4. «Задумывались ли вы над тем, какой вред вы себе причи­няете?»

5. «В вас есть сила. У вас много сил».

6. «Что, собственно, вы имеете в виду, говоря, что с вами все плохо?»

7. «Вам кажется, что вы ни на что не способны. Не могли бы вы рассказать мне о каком-нибудь инциденте, когда вы чувствовали себя подобным образом? »

8. «Скажите: Ты меня удивил еще раз».

9. «Мне не нравится, что вы не можете смотреть мне в глаза».

10. «Почему бы вам не говорить более откровенно».

11. «Вы действительно не поняли мой вопрос!»

12. «Мы с вами уже об этом говорили, вспомните...»

13. «Кто вам сказал, что это правильно? »

14. «Если вы мне не верите, нам нет смысла продолжать бе­седу».

15. «Мне больно это слышать от вас».

IV. Определите, какую задачу взаимодействия с практическим психологом поставил перед собой клиент.

1. «Дайте мне, пожалуйста, какие-нибудь тесты — жену хочу проверить».

2. «Я боюсь, что мой ребенок не совсем нормальный».

3. «Я бы хотел, чтобы вы объяснили моей жене ее ошибки в воспитании ребенка».

4. «У меня ничего не получается, я чувствую себя не та­ким, как все люди».

5. «Не знаю, сумеете ли вы мне помочь, но для меня вы — последняя надежда».

6. «Мне кажется, что меня вам будет трудно понять...»

7. «Всю жизнь стремились к чему-то, а теперь вот не зна­ем, как быть».

8. «Я же им добра желала, не поверите, все для них».

9. «Если бы вы мне сказали, что я все делаю правильно, я была бы счастливым человеком».

10. «Я не чувствую счастья в жизни, или его совсем нет? »

11. «Никому, пожалуйста, не говорите, что я у вас была, так стыдно, что сама не могу со своим ребенком справиться...»

12. «Помогите, сделайте хоть что-нибудь с ним, он с ума сходит».

13. «Он злой, страшный человек, вы это сами увидите».

14. «Я хочу, чтобы вы помогли мне разобраться в моих чув­ствах»

15. «Я не хотела к вам идти, но ситуация вынуждает, люди думают...»

16. «Я все о нем, да о нем, а ведь хотела говорить о себе — так душа болит, ноет все время».

V. Определите содержание позиции практического психолога, выраженной в характеристике своих возможностей для клиента.

1. «Как психолог я могу с помощью различных методик определить личные качества вашего ребенка, его

 Глава

склонности, сориентировать его в выборе профес­сии».

2. «Внимательно выслушаю вас, попытаюсь разобраться в ваших проблемах».

3. «Вас внимательно выслушают, попробуем вместе с вами разобраться в ваших проблемах».

4. «Я постараюсь помочь вам разобраться в причинах ва­шего состояния и попытаться наметить пути выхода из него».

5. «Как психолог я могу производить диагностическое об­следование личности, готовности ребенка к школе...»

6. «Я могу почувствовать ваше состояние и попытаться помочь вам разобраться в том, что с вами происходит».

7. «Я готова выслушать и помочь вам, если есть такая не­обходимость».

8. «Я готова помочь вам разобраться в проблемах вашей жизни, если они есть, разобраться в самом себе».

9. «Я могу помочь вам глубже понять себя, и то, как вы строите ваши отношения с другими людьми».

10. «Я готова работать с вами, чтобы найти возможность понять себя».

11. «Я готова сделать диагностику, организовать деловую игру и т. п.»

12. «Готов помочь вам разобраться в себе и разрешить воз­никшие у вас проблемы».

13. «Готова помочь вам почувствовать себя увереннее в жизни, в общении с людьми».

14. «Могу вместе с вами прочувствовать ситуацию, кото­рая является для вас проблемой».

15. «Рассказывайте, я вас слушаю».

16. «Если вы пришли, то у вас что-то случилось».

17. «Я могу помочь разобраться в проблеме и попытаться решить ее доступными мне средствами».

18. «Готова выслушать вас и вывести вас на вашу проблему».

19. «Я готов выслушать вас и решить ваш вопрос».

20. «Я могу выслушать вас, понять и сформулировать для себя вашу проблему».

Глава IV ПСИХОДИАГНОСТИКА

— Говорят, что психологи по­смотрят на человека и все о нем сказать могут...

— Ты же и сам так можешь, посмотри на меня и скажи...

(Из разговора)

Оглавление

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации