Обзоры и интервью
- методы опроса для получения информации о конкретной области человеческой деятельности. Обзоры, как правило, проводятся заочно, так что респонденты (люди, заполняющие анкеты и опросники) не встречаются с исследователем, в то время как интервью подразумевает личное общение между психологом и респондентом. Сначала психолог определяет интересующую его область исследований — например, отношение к сценам насилия в телепередачах — и составляет ряд вопросов для получения необходимой информации по этой теме. Ведущий интервью специально учится задавать стандартизированные вопросы, т. е. вопросы без каких-либо намеков или личных пристрастий, заставляющих респондента изменять свои ответы. Если исследователь не может создать атмосферу откровенности и взаимного доверия во время интервью, он вряд ли сможет добиться прямых и честных ответов.
Аргументы за:
- обе методики позволяют исследователям сосредоточивать внимание на конкретных интересующих предметах;
- обзоры более экономичны, чем интервью, и обладают дополнительным преимуществом в том смысле, что респонденты остаются анонимными;
- интервью (особенно неструктурированное интервью) позволяет спрашивающему получить больше информации от респондента и прояснить ответы на некоторые сложные вопросы.
Аргументы против:
- респонденты могут давать нечестные ответы «из добрых побуждений», пытаясь показать себя в более благоприятном свете;
- как уже упоминалось, интервью менее экономичны, чем опросы на расстоянии; из-за отсутствия анонимности возрастает вероятность «механических» ответов, когда отвечающий не задумывается о сути вопроса. • В анкетах и опросниках могут встречаться наводящие или двусмысленные вопросы, а интервью часто бывают поверхностными из-за стремления к экономии времени при накоплении фактического материала.
«Лики родительской любви»
Мы все не избежим печального конца