телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Тест Карла Дункера и эксперимент Сэма Глаксберга. Задача со свечой и мотивация

/ Просмотров: 50098 / RSS / Обсудить (1)

Одним из первых исследователей целевого мышления был психолог Карл Дункер (некоторые пишут Данкер, однако он немец и по-немецки его имя пишется Karl Duncker). Большую часть своих сил он посвятил исследованию мышления, процессам решения задач, и инсайтам в частности. В 1935-м году он придумал тест, в котором очень легко увидеть разницу между решением творческой задачи и механическим исполнением приказа. Немногим более 40 лет назад этот тест стал основой нового исследования. Ученый Сэм Глаксберг взял задачу Дункера и решил с ее помощью изучать особенности мотивации в творческой и механической работе. Для этого он провел серию экспериментов, результаты которых для многих будут крайне неожиданными! (Взято отсюда)

Цели экспериментаторов

Изучить, каково влияние внешней мотивации на разные виды деятельности. В чем отличие творческо-интеллектуальной деятельности и физическо-волевой.

Исходные условия

Глаксберг набрал две группы студентов-добровлольцев и дал им задачу Дункера. Первой группе он сказал, что по итогам их работы будет вычислен временной норматив для решения данной задачи средним студентом. А второй добавил следующее: "Первые 25% участников, решившие задачу, получат по 5 долларов, а победитель - 20 долларов.

Суть задачи со свечой

Задача со свечой. Тест Карла Дункера

Перед испытуемыми находится стол, прислоненный к деревянной стене, на стол выклывается следующий набор предметов:

  • Свеча
  • Упаковка спичек
  • Коробок с кнопками

И ставится следующая цель:

Зажечь свечу и прикрепить ее к стене так, чтобы не запачкать воском ни стену, ни пол. Решить задачу нужно как можно быстрее. Ограничения составлены так, чтобы отрезать самое очевидное решение приклеить свечу собственным воском к стене. Для полноценного решения нужно приложить к себе усилие и выйти за рамки стереотипного мышления.

Решение

Решение задачи со свечой. Тест Карла Дункера

Чтобы правильное решение стало очевидным, нужно либо потратить некоторое время, перебирая и комбинируя предметы, либо сразу мысленно выделить из одного образа "коробок с кнопками" две составляющие "куча кнопок" и "коробок". Именно в этой операции со своим восприятием заключается творческий подход в данном случае.

Помимо показанного на картинке решения существует еще одно корректное. Менее изящное, но корректное. Подставка для свечи во втором случае делается из картона, которым обернуты спички. Картону придается форма "ласточкиного гнезда", которое также крепится к внутреннему углу в стене. Свеча при этом находится под углом к стене и остается вероятность капнуть на пол.

Результаты эксперимента

Ну а теперь самое интересное... вы наверно уже догадались, что результаты противоречат обывательскому представлению о мотивации. И действительно, мотивированная деньгами группа в среднем на 3,5 минуты позже заканчивала данное задание. Конкуренция и помехи внешней мотивации мешали студентам из второй группы проникнуться задачей и сделать творческий шаг. Эксперимент повторялся многократно, а результаты его оставались все теми же. Только представьте, сколько сил и ресурсов на нашей планете потрачено на "стимуляцию" творческих решений!

Суть модифицированной задачи со свечой

Для нового эксперимента все исходные условия сохранялись, кроме одного. Творческое решение разделить коробок и кнопки было сделано самими экспериментаторами и перед глазами испытуемых были уже четыре предмета: свеча, спички, кнопки и коробок.

Результаты модифицированного эксперимента

Вот тут уже торжествует бытовая обывательская логика, "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", "терпение и труд все перетрут" и "тому так далее". Первая группа немотивированных в этой версии эксперимента осталась далеко позади своих мотивированных долларом коллег. Задание было простым и мотивация помогла быстро на нем сфокусироваться.

Выводы по итогам обоих экспериментов

Напряжение воли мешает творческой мысли, поскольку в творческой работе нужно уметь не только фокусироваться на заданном аспекте проблемы, но и расфокусироваться, перестраивать и переоценивать свое восприятие возникшей проблемы.

Внешняя мотивация позволяет увеличить напряжение воли, а стимулировать творческие решения нужно иными путями.

Запись на очный прием: +7 (921) 328-567-9. Запись на консультацию в скайп тут

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации

Комментариев: 1 RSS

  • Комментариев: 1 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

  •  bvz | 11 сентября 2018 в 15:05:57

    А мне анекдот вспомнился.

    Мама собирает сыну поесть в поход:

    - Вот, положила тебе в пакет хлеб, колбасу и килограмм гвоздей.

    - Зачем?

    - Ну как же, положишь колбасу на хлеб и поешь.

    - А гвозди?

    - Ну вот же положила!

Оставьте комментарий!

Комментарий опубликую после проверки

Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

Подписаться на:
(обязательно)