Несмотря на повышение качества жизни людей, резко растёт число детей с различными патологиями и отклонениями в развитии. Дети в период внутриутробного развития, в первые годы жизни получают максимальное количество травм, которые приводят к различным нарушениям. Медики научились справляться с травмами, однако бывает так, что они не проходят бесследно, остаются лёгкие нарушения в работе мозга. Эти лёгкие отклонения не считаются острой медицинской проблемой. Скорее всего, являются пограничными медико-социальными проблемами. И психолого-педагогический аспект является более существенным, чем медицинский. Ежегодно количество детей, имеющих синдром недостаточного внимания с гиперактивностью (СНВГ) увеличивается на 3-6%. Это и социальная проблема и медико-психолого-педагогическая. Если таким детям не помочь, они будут испытывать отвращение к учёбе, теряют учебную мотивацию и могут стать «уличными» детьми, пополнив подростковые асоциальные группировки. То есть, для решения этой проблемы необходимы совместные усилия систем образования, здравоохранения, социально-психологической службы. Ребёнок с СНВГ, какой он? Как правило, двигательно-расторможенный, с повышенной возбудимостью, переключаемостью (не следует путать с повышенной переключаемостью внимания) и утомляемостью. Быстрая смена деятельности происходит автоматически, непроизвольно, без участия процесса внимания. То есть, ребёнок откликается на любые внешние раздражители, при этом переключаемость внимания снижена. Деятельности переключаются фрагментарно, некачественно. Как правило, такие дети не могут контролировать своё поведение: они сначала действуют, а потом начинают думать. Присутствие родителей, учителей не является для них сдерживающим фактором. При взрослых они ведут себя так, как остальные дети ведут себя в их отсутствие. Их легко спровоцировать на грубые выходки, драки, даже в присутствии учителя. На резкое замечание они дают резкий, и даже грубый ответ. Такие дети доставляют в школе много неприятностей и хлопот, но при этом страдают и сами. Бывают, агрессивны, так как их действия, зачастую, вызывают раздражение и неприязнь у окружающих. Они быстро утомляются и не могут сохранять умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя и остаются двигательно-активными до позднего вечера. Обладают хорошей памятью, но из-за неустойчивого внимания, поступающая информация закрепляется непоследовательно, и даже могут быть «провалы», казалось бы, в хорошо усвоенном материале. Сильные эмоции оказывают негативное влияние на их деятельность, которая может быть дезорганизована, а может быть даже разрушена. Их эмоциональные реакции бывают бурными, но быстро проходящими. И интенсивно проявляясь внешне, внутренне бывают неглубокими. То есть, можно отметить, что при СНВГ бывают следующие расстройства: нарушение внимания, даже до лёгкого отключения; неумение планировать и организовывать познавательную деятельность; затруднённый контроль своего поведения; затруднения в выполнении требований учителя; затруднения в понимании материала и ответах на поставленные вопросы. Эти расстройства могут сочетаться в различных комбинациях и приводить к трудностям в учёбе, влияют на познавательную и эмоциональную сферы.
Существует достаточно много причин, по которым созревание мозга нарушается
- Ухудшение экологической ситуации, химические, радиационные загрязнения влияют на внутриутробное развитие ребёнка. Инфекции матери, пищевые отравления во время беременности, принятие алкоголя, наркотиков, курение, травмы и ушибы в области живота; угрозы выкидыша, несовместимость по резус-фактору, обострение хронических заболеваний, гипертония, гипотония, сердечная и лёгочная недостаточность, токсикозы. Всё это, в свою очередь, может приводить к нарушениям, отравлениям, недостатку в снабжении кислородом и питательными веществами.
- Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, наркоз при кесаревом сечении; неправильное предлежание плода, обвитие пуповиной. Это может повлечь за собой внутреннее мозговое кровоизлияние, смещение шейных позвонков, которое нарушает отток венозной крови, что приводит к повышению внутричерепного давления и снижает поступление кислорода в мозг.
- Заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой, приёмом сильнодействующих лекарств; операции под наркозом; травмы головы, сотрясение головного мозга; астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность, невропатии, нарушение обмена веществ и др.
СНВГ считается достаточно лёгким нарушением в работе головного мозга и не является препятствием к обучению ребёнка в общеобразовательной школе, а в последствии и в ВУЗе при условии, что в детском возрасте ребёнку требуется медикаментозная поддержка и консультативное сопровождение. Если сравнивать с возрастной нормой, детям с СДВГ свойственны: быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность; недостаточная произвольная регуляция в различных видах деятельности; нарушение внимания: трудности концентрации, устойчивости, переключения, распределения, слабая помехоустойчивость; снижение объёма памяти, перехода информации из кратковременной памяти в долговременную; недостаточная сформированность зрительно-моторной координации. Очень сложным является режим школьного обучения: 40-минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа, без отвлечений, с соблюдением дисциплины. Надо сказать, что интеллектуальная деятельность таких детей циклична. Время продуктивной работы не превышает 5-15 минут, после чего они теряют контроль над умственной активностью. В течение 5-7 минут мозг «отдыхает», накапливаю энергию для следующего цикла. После этого ребёнок вновь может продуктивно работать в течение 5-15 минут, после чего снова следует «отключение». Чем дольше ребёнок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время восстановления. И вскоре наступает полное истощение. Когда мозг «отключается», ребёнок перестаёт понимать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Она не фиксируется, не задерживается в его памяти. Так, что в течение 40-минутного урока ребёнок может «отключиться» несколько раз, многое выпустить из объяснения учителя. В итоге, перестаёт понимать, о чём идёт речь на уроке, либо у него в голове случайно комбинируются отрывочные сведения. И как результат – непонятные, странные ошибки. Но самое неприятное состоит в том, что ребёнок, усваивая абсурдные правила и алгоритмы действия, руководствуется ими в дальнейшей жизни. Закрепляясь, правила и действия, становятся препятствием для последующего обучения. И если говорить о начальной школе, то количество таких детей резко растёт. Система школьного обучения мало видоизменяется, в то время как психофизиологические особенности детей, поступающих в школу, изменились более чем на 40%. Получается, что следует менять режим, форму и методы организации урока. В спокойной обстановке, когда взрослые последовательно направляют их деятельность, гиперподвижные дети могут обучаться весьма успешно. При работе с детьми с СНВГ следует максимально учитывать их особенности. Лучше всего, если ребёнок позже пойдёт в школу. Например, с восьми лет, но ни в коем случае не с шести. Не следует допускать переутомления в течение учебного дня. Важно оборудовать в помещении зону отдыха, где дети во время перемены могут и посидеть, и полежать, и поиграть (ковёр, диваны, пуфы, игры). Это позволяет детям расслабиться и способствует восстановлению работоспособности. Полулёжа на диване, или играя на ковре, они отдыхают гораздо лучше, чем, бегая по коридору. Беготня, шум, крики только перевозбуждают их и дезорганизуют деятельность мозга. Можно перевести ребёнка на неполную учебную неделю (с добавочным выходным днём). Не рекомендуется оставлять детей в группе продлённого дня, потому что они в большей степени, чем остальные, нуждаются в отдыхе после школьных занятий. Многим необходим дневной сон, и всем – относительное одиночество (отдых от группового общения). Длительное нахождение среди детей, шумные игры – приводит к перевозбуждению, ещё больше дезорганизует их умственную деятельность. Дети с СНВГ не записывают или записывают неправильно домашнее задание, которое даёт учитель. Родители сами должны узнавать от учителя, что было задано. Можно вывешивать на информационном стенде информацию для родителей о теме пройденного урока, номера, выполняемых в классе заданий, домашнее задание. Забирая ребёнка из школы, родители знакомятся с этой информацией. Дома необходимо не только выполнять домашнее задание, но и повторить материал, пройденный в классе, чтобы проверить, всё ли понято ребёнком правильно, не осталось ли пропущенным что-либо существенное. Полезно ребёнку рассказать заранее содержание предстоящего урока, чтобы ему было легче включиться в работу в классе, и вынужденные «отключения» не нарушали понимание объяснений учителя. Занятия должны чередоваться с отдыхом в соответствии с ритмом работы головного мозга ребёнка: 5-10 минут работы и 5 минут – перерыв. Через час работы необходим продолжительный получасовой отдых. При таком режиме занятия могут быть продуктивными. В процессе обучения необходимо освобождать ребёнка от второстепенной, несущественной, вспомогательной работы. Например, взрослые сами могут отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, что ребёнок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить слева и сверху. Может ошибаться и начинать сначала. При этом устаёт от напряжения, и, найдя, наконец, то место, откуда можно начать писать, работать уже вообще не может. При выполнении ребёнком домашнего задания родителям необходимо находиться рядом с ребёнком, чтобы возвращать его к занятию. Очень важно сохранять при этом спокойствие, не раздражаться. Лучше всего, если ребёнок будет работать с черновиком. Но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дать ему возможность отдохнуть. Само переписывание следует осуществлять с перерывами. Необходимо помнить, что утомление накапливается, несмотря на то, что ребёнок делает домашнее задание с перерывами. К вечеру его работоспособность резко снижается. Утомление затрудняет осмысливание, запоминание даже той информации, которую ребёнок воспринял в активные периоды действия мозга. Это надо помнить при заучивании ребёнком правил и стихов. Длинное стихотворение лучше всего учить небольшими порциями, не всё сразу. После повторения стихотворения наизусть необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий. Вечером лучше всего ещё раз прочитать ребёнку то, что ему надо запомнить, а не требовать, чтобы он повторил самостоятельно. Дополнительное прослушивание информации способствует её упрочнению, и не приводит к переутомлению. Дополнительное повторение может оказаться той последней каплей, которая приведёт к перенапряжению. И утром ребёнок ничего не сможет вспомнить. Самое вредное для здоровья ребёнка и бессмысленное для его обучения – не выпускать его из-за стола, пока все уроки не будут выполнены, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается. Не следует с первых дней обучения в школе требовать от ребёнка работать самостоятельно – он всё равно не сможет. О самостоятельности (даже, если об этом настаивает учитель) придётся на время забыть. Работа гиперактивного ребёнка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы она представляла собой чёткую последовательность конкретных действий, между которыми должен быть запланирован отдых. Для выработки хорошего почерка, мелкую моторику лучше всего развивать, используя метод Монтессори. Проблем с прописыванием букв будет меньше, если к этой работе дети приступят после тренировочной работы с раскрасками. Подача информации должна быть системной, что позволяет организовать работу памяти, развить мышление. При этом существенно снижается нагрузка на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, чёткой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, отвлекающего. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3 минуты), лёгкими, быстрыми, весёлыми (не нудными). Когда информация хорошо систематизирована, ребёнок легко учиться ею пользоваться и с радостью это демонстрирует. В конце работы ребёнка надо обязательно хвалить независимо от того, демонстрировал ли он свои знания или только смотрел, слушал, повторял. Запоминание идёт прекрасно, даже если от ребёнка не требуют воспроизвести всё, что он должен запомнить, и у него нет страха, забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых. Отрицательные эмоции, возникающие, когда ребёнок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать «учебных» ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться с ответами на вопросы. Требуя точного воспроизведения информации, мы ставим ребёнка в ситуацию неуспеха и тем самым снижаем его учебную мотивацию. Обучение чтению должно предшествовать формированию навыков письма. Если у ребёнка не сложился зрительно-звуковой образ слова, то при письме он с трудом перерисовывает слова по буквам. Характерные ошибки при этом: добавление, недописывание, выпадение отдельных букв и элементов. Когда ребёнок пишет под диктовку, в его голове не складываются комплексные образы, которые позволили бы перейти от смысла произносимых слов и фраз к их графическому изображению Главное при обучении чтению – понимание. Поэтому сначала следует дать ребёнку понять текст, а только потом предложить почитать его вслух. Когда ребёнка сразу заставляют читать вслух, ему приходится выполнять две операции. А для этого необходимо распределять внимание, которое у гиперактивных детей, обычно, имеет низкий уровень развития. То есть, когда от них, в первую очередь, требуют озвучить текст, они могут не понимать смысл прочитанного, не могут пересказать текст, ответить на вопросы. И очень скоро чтение может превратиться в ненавистную деятельность. Математика усваивается гораздо легче, чем чтение и письмо. Здесь при объяснении материала следует давать детям точный алгоритм действий, научить выделять существенное. Желательно алгоритм изображать графически и давать его детям на карточках или в играх. Например, построить «паровозик». «Вагончики» - последовательные действия, которые ребёнку надо запомнить. Нельзя требовать от расторможенного ребёнка невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для них. Ребёнок искренне пытается соблюдать дисциплину (тихо сидеть, не крутиться, не болтать и т. д.) и переживает, так как это никак не получается. Всё это приводит к переутомлению и снижению работоспособности. Если уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя более спокойно и работают продуктивней. Проблему дисциплины можно решить, если есть возможность оборудовать класс партами на одного человека. Когда дети сидят по-одному, они меньше контактируют друг с другом, больше сосредотачиваются на объяснении учителя. Если учитель заметил, что ребёнок «отключился» от работы, сидит с отсутствующим видом. Его в этот момент лучше не трогать: вряд ли он сможет разумно отреагировать на замечания. Следует помнить, что яркие, сильные эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей. Существенные моменты объясняемого материала должны быть выражены эмоционально (чтобы привлечь внимание), но не очень ярко. Сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого ребёнка, тем более у гиперактивного. И вряд ли он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его отругали. Одним из препятствий в обучении детей является защитная форма деятельности, которая довольно-таки быстро у них формируется. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь, даже если не понимают, что и как надо делать. Когда хоть что-то сделано, пусть даже неправильно, их ругают меньше, чем когда ничего не сделано. И дети быстро привыкают к этой бессмысленной деятельности. Как результат, в памяти остаются абсурдные сведения, операции, которые дезорганизуют их мышление и ещё больше осложняют обучение. У детей возникает проблема с закреплением материала, так как есть трудность, связанная с переводом информации из кратковременной памяти в долговременную. Работая с учителем, ребёнок понимает, правильно выполняет задание, отвечает на вопросы. Однако, если это было единичное занятие, и его содержание не повторялось и не закреплялось, то в памяти ребёнка, практически, мало, что остаётся. Дальнейшее объяснение материала является неэффективным. Когда учитель или родители сталкиваются с таким явлением, им кажется, что ребёнок поступает так по злому умыслу, не могут понять, почему ребёнок вдруг ничего не помнит из того, что недавно делал или отвечал правильно. Лучше всего урок строить так, чтобы на его протяжении варьировалась одна и та же тема задания. При этом, в каком бы ритме не работал ребёнок, он всё время будет «встречаться» с ней. Тем самым повысится вероятность того, что основное содержание урока будет усвоено. Важно обеспечивать ребёнку полноценный ночной отдых. Отход ко сну должен быть максимально спокойным. Если укладывание сопровождается угрозами, криками, наказаниями, то ребёнок перевозбуждается и долго не может заснуть. Спит он мало и беспокойно, не успевает отдохнуть, и придя в школу. На первом же уроке «выключается» из деятельности.
В воспитании и обучении детей с СНВГ следует руководствоваться следующим:
- Поддерживать определённый уровень работоспособности.
- Периодически обследовать у невролога с соблюдением его рекомендаций.
- Поддерживать здоровый образ жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, соблюдение режима дня).
- Попытка с помощью спортивных занятий «сбросить» лишнюю энергию обычно не приводит к успеху. Переутомление может оказаться чрезмерным.
- Не следует перегружать занятиями в кружках, особенно в таких, где присутствует нагрузка на внимание. Вероятно физическое переутомление.
- Полезными будут психогимнастические занятия, проводимые психологом.
- В семье необходимо соблюдать доброжелательную атмосферу, проявлять выдержку, терпение, заботу, и правильно организовывать деятельность ребёнка.
Комментариев: 0 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
Оставьте комментарий!