- Восьмицветовой тест М.Люшера (модификация Вольнефера)
Цель: Изучение эмоционального и функционального состояния учащихся.
Материалы и оборудование: цветовые карточки М. Люшера.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти восемь карточек. Выберите наиболее симпатичный, приятный вам в данный момент цвет. Постарайтесь не связывать цвет с какими-либо вещами: цвет одежды, машины, стен и т.д. Выбирайте цвет наиболее приятный сам по себе. Запишите его той цифрой, которой он обозначен.
(Серый цвет – 0, темно-синий – 1, зеленый – 2, оранжево-красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7). Хорошо, теперь выберите наиболее симпатичный цвет из оставшихся. Запишите его номер, через запятую». Эта инструкция повторяется до тех пор, пока не будут выбраны все цвета.
Обработка результатов: По каждому индивидуальному выбору высчитываются следующие показатели: утомление, стресс, тревога, напряжение.
Тревога присутствует, если синий цвет (1) стоит перед желтым (4). Если 4 стоит перед 1, то тревога не выражена. Если желтый цвет стоит сразу после синего – 1,4, то показатель тревоги равен 3. Если между синим и желтым находиться еще какой-либо цвет, то к 3 прибавляется 1 и показатель тревоги равняется уже 4. Если между 1 и 4 стоит два цвета, то к 3 прибавляется 2 и показатель тревоги равен 5. Таким образом, высчитывая показатель тревоги необходимо к 3 прибавить количество цветов стоящих между 1 и 4. Минимальный показатель тревоги равен 3, максимальный – 9.
Утомление выражено если зеленый цвет (2) стоит перед красным (3). Если красный стоит перед зеленым, то утомление отсутствует. Если красный стоит сразу после зеленого – 2,3, то показатель утомления равен 2. Если между зеленым и красным находиться еще один цвет, то к 2 прибавляется 1 и показатель утомления равняется уже 3. Таким образом, высчитывая показатель утомления, необходимо к 2 прибавить количество цветов стоящих между зеленым и красным (2 и 3). Минимальный показатель утомления равен 2, максимальный – 8.
Напряжение определяется подсчетом количества цветов, стоящих между коричневым и фиолетовым. Если фиолетовый цвет стоит сразу после коричневого – 6,5, то показатель напряжения равен 2. При наличии других цветов между коричневым и фиолетовым к 2 прибавляется количество цветов, стоящих между 6 и 5. Таким образом, минимальный показатель напряжения равен 2, максимальный – 8.
Стресс высчитывается аналогичным способом, определяя количество цветов, стоящих между черным и серым (7 и 0). Минимальный показатель стресса равен 1, максимальный – 7. Схематично это выглядит следующим образом:
1 4 +3 МАХ=9 Тревога
2 3 +2 МАХ=8 Утомление
6 5 +2 МАХ=8 Напряжение
7 0 +1 МАХ=7 Стресс Результаты методики заносятся в таблицу:
№№ учащихся | Тревога | Утомление | Напряжение | Стресс |
| | | | |
В конце таблицы в каждом столбце высчитывается процент учащихся, имеющих показатели по данным характеристикам. Аутогенная норма определяется при отсутствии у учащегося тревоги, напряжения, утомления и стресса. Эмоциональное и функциональное состояние учащихся образовательных учреждений – это степень выраженности показателей тревожности, психического напряжения, утомления и стресса, а также показателя аутогенной нормы (доли испытуемых, находящихся в удовлетворительном состоянии). Эти характеристики позволяют судить о мотивационной готовности детей к обучению, их способности эффективно организовывать собственную деятельность, контролировать собственное поведение и эмоциональные проявления. Тревожность – склонность к переживанию беспредметного страха, возникает это состояние в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. Психологический стресс – это состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Психологический стресс может оказывать как положительное мобилизирующее, так и отрицательное влияние на учебную мотивацию и деятельность. Психическое напряжение рассматривается как состояние предвосхищения неблагополучия для человека развития событий и может сопровождаться тревожностью, страхами. Наличие напряжения у определенной части учащихся свидетельствует о мобилизации усилий для преодоления сложных ситуаций (контрольная, экзамены). Напряжение также свидетельствует о мотивации к преодолению этих трудностей. Если взрослые (педагоги, родители) продолжительное время стимулируют это напряжение, то оно переходит в психологическое утомление, апатию. Это свидетельствует о недостаточном использовании в педагогическом процессе чередования напряжения с расслаблением в деятельности учащихся. Следствием этого становится снижение мотивации к учению как защитная реакция организма. Повышение показателей тревоги и утомления у первоклассников свидетельствует о трудностях адаптации, дети в такой ситуации требуют повышенного внимания со стороны педагогов и психолога. Аутогенная норма отражает количество (в процентном выражении) субъектов, чье эмоциональное состояние характеризуется уравновешенностью и относительным спокойствием, т.е. отсутствием показателей тревоги, стресса, утомления и напряжения.
Комментариев: 0 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
Оставьте комментарий!