телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (для учащихся 11-го класса)

/ Просмотров: 8510 / RSS / Обсудить

Анкета Ф.И. ____________________ Класс_________ Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением. I

  1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) дальнейшей жизни; б) поступления в вуз, продолжения образования; в) саморазвития, совершенствования; г) будущей профессии; д) обретения места в обществе (вообще в жизни); е) создания карьеры; ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.
  1. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы; б) не было необходимости в этом; в) не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь; г) не чувствовал, что это необходимо; д) не думал о том, что будет дальше.
  1. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) знания; б) успехи в учебе; в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу; г) способности и ум; д) трудолюбие и работоспособность; е) хорошие отметки. II
  1. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить образование; б) создать семью; в) сделать карьеру; г) в развитии и совершенствовании; д) быть счастливым; е) быть полезным; ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества; з) пока не определена.
  1. Моя цель на уроке...
а) получение информации; б) получение знаний; в) попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала; г) выбрать для себя необходимое знание; д) внимательно слушать учителя; е) получить хорошую отметку; ж) пообщаться с друзьями.
  1. При планировании своей работы я...
а) обдумываю ее, вникаю в смысл; б) сначала отдыхаю; в) стараюсь выполнить все аккуратно; г) выполняю сначала наиболее сложную ее часть; д) стараюсь выполнить ее побыстрей. III
  1. Самое интересное на уроке — это...
а) обсуждение интересного мне вопроса; б) малоизвестные факты; в) практика, выполнение заданий; г) интересное сообщение учителя; д) диалог, обсуждение, дискуссия; е) получить отличную отметку; ж) общение с друзьями.
  1. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне очень интересен; б) он мне необходим; в) мне нужна хорошая отметка; г) без всяких условий, потому, что делаю это всегда; д) меня заставляют; е) у меня хорошее настроение.
  1. Мне нравится делать уроки, когда...
а) их мало и они несложные; б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается; в) это мне потребуется; г) это требует усердия; д) я отдохну после школы и дополнительных занятий; е) у меня есть настроение; ж) материал или задание мне интересны; з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний. IV
  1. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) мысли о будущем; б) конкуренция и мысли о получении аттестата; в) совесть, чувство долга; г) стремление получить высшее образование в престижном вузе; д) ответственность; е) родители (друзья) или учителя.
  1. Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю одобрения окружающих; б) мне интересна выполняемая работа; в) мне нужна хорошая отметка; г) хочу больше узнать; д) хочу, чтоб на меня обратили внимание; е) изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.
  1. Хорошие отметки — это результат...
а) моего напряженного труда; б) труда учителя; в) подготовленности и понимания мной темы; г) моего везения; д) моего добросовестного отношения к учебе; е) моего таланта или способностей. V
  1. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения и самочувствия; б) понимания мной учебного материала; в) моего везения; г) активной подготовки, прилагаемых усилий; д) заинтересованности в хороших отметках; е) внимания к речи учителя.
  1. Я буду активным на уроке, если (так как)...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал; б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями; в) считаю нужным всегда так поступать; г) меня не будут ругать за ошибку; д) твердо уверен в своих знаниях; е) мне иногда так хочется.
  1. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...
а) ничего не предпринимаю; б) прибегаю к помощи товарищей; в) мирюсь с ситуацией; г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало; д) надеюсь, что разберусь потом; е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке. VI
  1. Сделав ошибку при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно, исправляя ошибки; б) теряюсь; в) прошу помощи у товарищей; г) нервничаю; д) продолжаю думать над ним; е) отказываюсь от его выполнения.
  1. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) обращаюсь за помощью к товарищам; б) отказываюсь от его выполнения; в) думаю и рассуждаю; г) списываю у товарища; д) обращаюсь к учебнику; е) огорчаюсь.
  1. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) требуют большого умственного напряжения; б) не требуют усилий; в) требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаблону»; г) не требуют сообразительности (смекалки); д) сложные и большие; е) однообразные и не требуют логического мышления.   Спасибо за ответы!       Обработка результатов Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения. Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II методики и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию. Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы. Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов. Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов. Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изучения учебной мотивации подростков для 7—9-х классов (табл. 19).   Таблица 18 Ключ для показателей I, II, III мотивации  
Номера предложений и баллы, им соответствующие Варианты ответов Показатели мотивации
    а б в г д е ж 3    
1 4 5 5 4 3 3 3 - I
2 0 4 4 5 4 - - -
3 5 2 3 3 5 2 - -
4 5 4 3 5 3 4 4 0 II
5 3 5 5 3 0 2 1 -
6 5 1 0 3 3 - - -
7 3 3 5 0 5 2 1 - III
8 3 3 2 5 0 1 - -
9 0 3 3 5 3 I 3 5
  Таблица 19
Уровень мотивации Показатели мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации
I II III
I 26—29 24—28 24—28 72—85
II 21—25 18—23 18—23 55—71
III 18—20 12—17 14—17 42—54
IV 15—17 8—11 9—13 30—41
V до 14 до 7 до 8 до 29
  I — очень высокий уровень мотивации учения; II— высокий уровень мотивации; III — нормальный (средний) уровень мотивации; IV — сниженный уровень мотивации; V — низкий уровень учебной мотивации. Таблица 20 Выявление ведущих мотивов  у школьников 11-х классов
Варианты ответов   Количество баллов по номерам предложений
7 8 9
а б в г д е ж з П П У В У О И - П П О У В И - - В П П У П И П У
  Условные обозначения видов мотивов: У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив. Оценка эффективности образовательного процесса и поэлементный качественный анализ показателей учебной мотивации осуществляются по аналогии с предыдущими методиками.   Таблица 21 Ключ для показателей IV, V, VI мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие     Варианты ответов Показатели мотивации    
а б в г д е
10 +5 -5 +5 -5 +5 -5 IV
11 -5 +5 -5 +5 -5 +5
12 +5 -5 +5 -5 +5 -5
13 -5 +5 -5 +5 -5 +5 V
14 +5 -5 +5 -5 -5 +5
15 -5 +5 -5 +5 -5 +5
16 +5 -5 +5 -5 +5 -5 VI
17 +5 -5 +5 -5 +5 -5
18 -5 +5 -5 +5 -5 +5
 

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)