Тревога, власть и тесты... в поисках настоящих ответов
В популярной психологии до сих пор имеет власть архаичная идея о том, что наблюдение нейтрально.
Мол "я только посмотреть", ничего опасного.
А тестирование - это воздействие, имеющее последствия.
Когда вы "просто интересуетесь" - это не просто. Это означает, что вы настраиваете себя на предмет интереса, усиливаете одни сигналы и подавляете другие. А когда вы интересуетесь вслух в диалоге и спрашиваете другого, вы приглашаете его сонастроиться с вами, усилить сигналы одного рода и подавить другие. Вот здесь мало кто осознает свою ответственность (см. первое предложение) и возможности, а они есть в количестве:
1) Подавить сигналы, исходящие от другого, и защитить свою настроенность на свои ценности, цели, тревоги и занятия. Отмахнуться на автомате: "А опять он ко мне лезет...я занят более важным..."
2) Подавить сигналы, исходившие чуть ранее изнутри и примерить настройки внимания другого на себя, довериться его интересу. Бросить все ради участия в совместном: "О! Наконец он ко мне обратился, я так давно ждал этого... остальное подождет!"
3) Сымитировать согласие с интересом, сделав или сказав нечто шаблонное: "А, да правда очень интересно!" или"Откликнулось!"
4) Ограничить сигнал, поставив между собой и другим своего рода призму - утвердив другого в определенной роли и сонастроившись на взаимодействие с этой ролью. В ответ на "Привет!" про себя начать думать: "Он меня хочет. Это уже слишком. Как от него отвязаться, не обидев." или "Он меня хочет.Но мало. И я теперь хочу его подразнить!" или "Он меня хочет. Класс! Намекну-ка я ему, что свободна сегодня вечером." Вместо "Он меня хочет" можно подставить что угодно.
5) Ограничить свою реакцию на сигнал, утвердив себя в определенной роли: "Как терапевт, я не имею права принимать от вас подарки согласно этическому кодексу" или "Сейчас я за рулем, я не буду пить, и не настаивай на этом, пожалуйста"
6) Насторожиться и сосредоточиться на контроле, спросив: "А почему-таки вы этим инте'гесуетесь?"
7) Задержаться и прислушаться к тому, что для вас значит интерес другого, увидеть качество этого интереса, его влияние на вас, и узнать, какая ролевая модель здесь больше подходит. За кого, как мне кажется, меня принимают? Кем я становлюсь, когда мной интересуются? Есть ли несогласованность между этими ролями?
Все эти возможности важны. Среди них нет правильного выбора на все случаи жизни. Однако, у каждого человека есть "зоны", в которых он бессознательно ограничен одним или более вариантами, что обедняет его жизнь, закрывает ему некоторые жизненные пути. Психотерапию в принципе можно свести к поискам и обретению способности выбирать все 7.
А теперь к тестам.
Если вы хотите что-то узнать через тестирование, то по факту вы узнаете как человек реагирует на определенную форму теста в определенное время в определенном контексте и состоянии. Остальное - это обобщения. Обобщения разумно делать, когда есть выборка ответов на вопросы, заданные в разной форме, в разное время, в разном контексте и к человеку в разных состояниях. И при наличии явной тенденции - обобщать и опираться на эти обобщения. Т.е. каждый вопрос нужно спрашивать сотню раз, меняя обстоятельства. И то, даже после этого тестирования люди могут измениться. Это в подавляющем большинстве случаев крайне душно и бесполезно.
А если, задавая другим вопросы, вы не признаете их право выбирать реакцию из тех 7 вариантов, и преследуете их с требованием ответа,
то это очень интенсивное воздействие, влияющее на эти самые ответы. Непризнание этого факта часто приводит к ому, что люди мечутся или качаются между двух крайностей:
- отказываются от вопросов и тестирования реальности, чтобы не разрушать "настоящее"
- преследуют себя и других в поисках этих "настоящих" ответов
Так желание совладать с тревогой выражается в борьбе за власть и злоупотребление ею. А "тестирование" оказывается троянским конем, обещающим более понятную картину мира и умалчивающим о том, что эта картина мира становится гораздо более хрупкой.
пс: Большинство статей про то, как узнать нарцисса и сбежать от него устроены именно как пыточная процедура. В этих статьях читателям рекомендуют делать нарциссические уколы и смотреть на реакцию. Они не просто тестируют на нарцисизм, они воспитывают нарциссизм в том, кого тестируют. Как это делает тысячу раз заданный вопрос "А не свинья ли ты?" в разных обстоятельствах. И у тестирующего вариантов всего два: либо успешно разоблачить очередного нарцисса, либо сдаться в этом тестировании, отказаться от него. Обратите внимание, в тех статьях обычно не бывает абзацев с таким содержанием "А вот если он так ответит, значит вам повезло, он не нарцисс, и вы можете расслабиться ". Тестирование никогда не заканчивается. Вы, следуя таким статьям, ввязываетесь в дело, успех которого не определен. Это пытка и для тестируемого, и для тестирующего. Выйти из пытки можно либо убежав от нарцисса, либо отказавшись от этого способа быть в отношениях. Был бы другой способ...
ппс: А вы сегодня были хорошими мальчиками и девочками? ;)
пппс: Другой способ - это тестирование через самовыражение и самопредъявление другому. Тестирование себя в мире и мира в себе. Иногда его называют "просто жить, и принимать все как есть".
Даже когда хочется кого-то протестировать или кто-то тебя пытается тестировать. А это лучше получается, когда есть выбор из 7 вариантов, и терапия в этом может помочь лучше, чем, что-либо другое.
Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!
Комментариев: 0 + ВКонтакте
Блок комментариев ВКонтакте
Оставьте комментарий!