1.6. Основные характеристики психологического эмпирического исследования
В этой части изложения я буду пользоваться результатами неопубликованной теоретической работы В. И. Мамсика «Системные характеристики психологического эксперимента и измерения» (1988).
В своей работе В. И. Мамсик рассматривает психологическое исследование как систему, т. е. как инвариант отношений и отношения инвариантов. В качестве элементов системы исследования можно выделить: объект (S), предмет (), метод (М), условия (иначе — среда Е) и результат. Под результатом в нашем случае понимается либо поведение (), либо продукт деятельности, т. е. изменение состояния среды (). Метод можно определить как систему временных отношений на выделенном ранее множестве элементов или, иначе, как взаимодействие исследователя с элементами, выделенными в ходе предыдущего анализа.
Эти элементы В. И. Мамсик определяет как онтологические и противопоставляет им гносеологические элементы психологического исследования, а именно факты, факторы, дефекты, артефакты и эффект результата. Гносеологические элементы также могут быть интерпретированы в использованной нами системе понятии. Однако в дальнейшем для понимания проблемы будет важнее интерпретация онтологических переменных.
Отношения элементов системы психологического исследования образуют структуру системы. При этом принципы и правила психологического исследования и составляют структуру его системы.
Они являются реализацией основного методологического принципа — принципа инвариантности результата.
Наиболее полное описание отношений достигается путем использования матричной формы — декартова произведения элементов системы психологического исследования.
Приведем структуру системы психологического исследования, предложенную В. И. Мамсиком (сам автор говорит не об исследовании, а об измерении) (рис. 1.6).
Отношения пар элементов системы (одно-однозначные связи) определяются как правила психологического исследования. Отношения между тройками элементов системы определяются как внутрисистемные принципы. Соответственно можно выделить отношения четырех элементов и всю структуру системы.
Одно-однозначными отношениями описание может не ограничиваться: содержательной интерпретации поддаются одно-многозначные, много-однозначные и много-многозначные отношения.
Рассмотрим основные онтологические принципы исследования:
1. Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей исследования.
2. Принцип валидности характеризует отношения предмета с элементами системы исследования. Предмет исследования не должен подменяться в ходе исследования.
3. Принцип надежности характеризует отношения метода с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата, полученного данным методом.
4. Принцип стандартизации условий очевиден и не нуждается в особых пояснениях.
5. Принцип инвариантности результата обеспечивается применением вышеперечисленных принципбв и предполагает воспроизводимость этого результата в других исследованиях и сопоставимость с результатами, полученными другими исследователями.
Возможна и более простая интерпретация. Дело в том, что принципы отражают соответствие замысла исследователя реальной системе. Поэтому можно рассматривать принципы как рефлексивные отношения объекта, предмета, метода, условий (среды)и результата.
Следовательно, правильный выбор объекта отражается принципом репрезентативности. Соответствие предмета, теоретически выделенного исследователем, реально изучаемому выражается в принципе валидности. Правильность (инвариантность) выбора метода выражается в принципе надежности. Принцип воспроизводимости результата есть выражение правильности реализации всех перечисленных принципов. Единственная оговорка может быть отнесена к принципу стандартизации условий. Скорее всего, соответствие реальных условий исследования идеально предполагаемым следует охарактеризовать как внешнюю валидность исследования. С этим принципом связана историческая дискуссия о возможности применения лабораторного эксперимента в психологическом исследовании. В идеале исследователь полагает, что условия эксперимента должны соответствовать реальным жизненным условиям или же в достаточной мере приближенно моделировать существенные для предмета изучения факторы среды. На деле среда упрощается, делается «искусственной», привносятся специфические экспериментальные «помехи» (тесты, приборы, общение с экспериментатором), что порождает проблему переносимости результатов, полученных в экспериментальной ситуации, на жизненную ситуацию [подробнее см. Роговин М. С., 1979,1969]. Эта проблема требует особого обсуждения, но нетрудно заметить, что стандартизация условий является в психологии способом решения проблемы внешней валидности экспериментального исследования. Применительно к наблюдению стандартизация заменяется выбором ситуации наблюдения, соответствующей замыслу исследования, и элиминацией источников внешних помех.
Рассмотрим теперь гносеологические (функциональные) элементы системы исследования, выделенные В. И. Мамсиком. Каждому онтологическому элементу соответствует гносеологический элемент. Имеется следующее соответствие:
1. Метод характеризуется дефектами, т. е. функционально может быть непригодным для решения исследовательской задачи.
2. Объект является источником фактов.
3. Предмет (психика) характеризуется факторами-переменными, влияющими на нее в ходе исследования.
4. Условия (среда) являются источником артефактов.
5. Эффект характеризует оценку результатов проведенного исследования: исследование может быть эффективным и неэффективным.
Таблица 1.5
Переменная, отношение
Интерпретеция
Контролируемый параметр
Характеристика артефактов
1. Е
Среда исследования (тест, приборы, экспериментатор и т.д. )
Внешняя валидность
Невозможность переноса результатов на другие условия
2. S
Объект исследования (особь, человек,группа)
Репрезентативность (внешняя валидность)
Невозможность переноса данных на другие объекты
3.
Предмет исследования (психические процессы, свойства,состояния)
Конструктивная валидность
«Подмена» предмета исследования
4.
Наблюдаемое или экспериментальное воздействие
Релевантность воздействия
Артефакты воздействия
5.
Гипотеза о внешней причине (внешнем факторе)
Релевантность воздей ствия предмету
Артефакты воздействия (неточность планирования исследования)
6.
Гипотеза о внутренней причине
Релевантность состояния исследуемого задаче исследования (утомле ние болезнь и т д )
Артефакты состояния
7.
Гипотеза об естественной изменчивости состояния
Стабильность предмета исследования
Эффект спонтанного изменения путается с эффектом воздействия
8.
Гипотеза о внутреннем эффекте
Истинность теории о предмете
Ложная теория о предмете
9.
Неконтролируемое изменение условий исследования
Неизменность условий (стандартность)
Неконтролируемость независимой переменной
10.
Внешний эффект воздействия (поведе ния)
Истинность гипотезы об объекте
Ложная теория объекта
11.
Результат продукт деятельности
Достоверность результата
Неполнота и погрешность регистрации данных
12.
Спонтанные действия испытуемого (исследуемого)
Соблюдение нормы эксперимента инструк ции
Выход за пределы задания, искажение эксперимен тальной задачи
13.
Проявление психики в поведении
Внутренняя (диагности ческая)валидность
Нерегистрируемость психических проявлений
14.
Предвосхищение испытуемым результата
Целенаправленность активности
«Невключенность в задачу»
15.
Воздействие на среду (тест прибор, экспери ментатор)
Регистрируемость воздействия
Нерегистрируемость поведения
Соответственно, В. И. Мамсик выделяет 5 основных гносеологических принципов: 1) принцип регистрации фактов; 2) принцип планирования факторов; 3) принцип контроля дефектов; 4) принцип элиминации артефактов; 5) принцип оценки результата.
Нетрудно заметить, что эти принципы изоморфны так называемым «онтологическим» ранее перечисленным принципам.
Очевидно то, что предложенная теоретическая модель описания психологического исследования не является специфичной именно для психологического исследования, а может применяться в любой другой области науки.
Следовательно, схему, предложенную В.И. Мамсиком, следует модифицировать, дополнив компонентами, характеризующими психологическое исследование
Собственную модификацию схемы, предложенной В. И Мамсиком, мы приводим в таблице (табл. 1.5). Эта модификация учитывает отношения между компонентами психологического исследования, которые были выявлены ранее
Нет смысла подробно рассматривать выводы и определять содержание полученных отношений. Читатель может сделать это самостоятельно на основе анализа ранее изложенного материала.
A PHP Error was encountered
Severity: Warning
Message: Trying to access array offset on value of type bool
Filename: type_foreach/info-bottom-page-bookpages.php
Line Number: 38
A PHP Error was encountered
Severity: 8192
Message: preg_replace(): Passing null to parameter #3 ($subject) of type array|string is deprecated
Filename: type_foreach/info-bottom-page-bookpages.php
Line Number: 38
«Лики родительской любви»
Мы все не избежим печального конца