«шаловливый мишка»
- печально известный плюшевый медвежонок, использованный в исследовании Макгарригла и Дональдсона, посвященном принципу сохранения. Это исследование привело к открытиям, заставившим усомниться в первоначальных находках Жана Пиаже. По наблюдениям Пиаже, маленьким детям было трудно понять, что количество монет в ряду не меняется, несмотря на изменение промежутков между монетами. Пиаже обнаружил, что если изменить расположение монет, дети часто говорят, что количество монет тоже изменилось. Это считалось свидетельством их неспособности пользоваться принципом сохранения. Однако с помощью «шаловливого мишки», который случайным образом изменял расклад монет, Макгарригл и Дональдсон пришли к выводу, что большинство детей все-таки отвечает правильно. Подобные открытия показывают, что неразумно отделять способности ребенка от ситуации, в которой они оцениваются.
«Лики родительской любви»
Мы все не избежим печального конца