Кодекс реставратора
Существуют два основных вида реставрации мебели: музейная и коммерческая.
Музейная реставрация
Ее целью является сохранение всех особенностей предмета и замораживание процесса разрушения, т.е. замена утраченных деталей в предмете на точно такие же, снятие напряжений внутри древесины, травля древесных жучков, обработка древесины от гнили, укрепление шпона от растрескивания и пр. Восстановление полной функциональности и внешнего вида в данном случае проводятся сразу, если эти действия не противоречат указанным выше целям. Если же приходится выбирать между совершенным внешним видом или изменением старинных технологий, то к вопросу привлекаются эксперты-искусствоведы, которые в своих решениях учитывают историческую ценность предмета и место его хранения/использования.
Коммерческая реставрация
В коммерческой реставрации самым значимым фактором является впечатление: предмет должен выглядеть так, как естественный предмет интерьера, хранящий свою историю и продолжающий свою службу. Это значит приоритет здесь отдается внешнему виду, восстановлению полной функциональности и надежности, чтобы предмет прослужил еще 500 лет. Чтобы все это обеспечить, нужно провести целый ряд мероприятий.
- Провести первичную экспертизу работ.
- Снять с предмета фуринтуру, стекла, обивку и декоративные детали, вытащить гвозди и шурупы.
- Смыть или отциклевать старый грязный лак.
- Разобрать предмет в тех местах, где старый клей перестал выполнять свою функцию. Вот как выглядит предмет на этом этапе.
- Оценить утраты и дефекты и найти древесину соответствующей текстуры и оттенка, желательно того же времени.
- Зафиксировать клеевым раствором мелкие трещины, чтобы они не расползались дальше.
- В крупных трещинах нужно снять напряжение древесины с помощь дополнительных пропилов и вставок из нового материала.
- При необходимости заменить гнилые и проеденные жуком детали или обработать их специальным составом, сделать новые вместо утраченных.
- На всех деталях восстановить лицевую поверхность, подклеить отслаивающийся шпон.
- Собрать предмет из готовых деталей заново и склеить его, проконтролировав, что все углы и размеры соблюдены.
- Отшлифовать все лицевые и доступные для рук поверхности.
- Морилками придать деталям предмета их прежний оттенок. На этом этапе я приглашаю заказчика, чтобы показать и согласовать цвет.
- Загрунтовать предмет специальным старинным лаком (шеллаком).
- Отшлифовать поднявшийся после грунта на древесине ворс.
- Отлакировать фасадную часть предемета мебели достаточным количеством слоев.
- Столешницы и другие важные части фасадов нужно отполировать (этот процесс должен занимать минимум полторы недели, а лучше вообще месяц).
- Под конец пора ставить фурнитуру, делать окочательную проверку функциональности: все ровно стоит, все без усилий и царапин открывается и закрывается, все съемные детали плотно сидят в своих гнездах. После доведения предмета я второй раз приглашаю заказчика, чтобы он принял работу полностью.
- И совсем перед отправкой результат долгой работы нужно плотно и безопасно упаковать.
Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!
«Лики родительской любви»
Мы все не избежим печального конца