Психология творчества
— раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств, — область исследований психологических творческой деятельности людей в науке (-> психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (-> психология искусства), в изобретательстве и рационализаторстве. Стремится понять опыт художника и его формирования у индивида. Методологическая основа — принцип историзма. Особый раздел образует изучение творческой деятельности детей.
К специфической проблематике психологии творчества относится:
1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, активности надситуативной;
2) изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляемых в процессе творчества, — способностей, таланта, гениальности и пр.;
3) изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив (-> фацилитация социальная);
4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, — дискуссии групповой, атаки мозговой, некоих психофармакологических средств, и пр.
Важнейшие положения теории и психологии творчества таковы:
1) понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества;
2) всякое понимание есть непонимание и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека;
3) мысль не передается, а только возбуждается через слово;
4) жизнь каждого поэтического сюжета, образа и прочего состоит в пользовании им.
«Лики родительской любви»
Мы все не избежим печального конца