телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Что делать, если требования к себе слишком высоки

/ Просмотров: 4645 / RSS / Обсудить

Здравствуйте! Сейчас я в 10 классе, с начала учебного года учёба меня просто выводит из себя, у меня начинаются истерики, я не хочу есть, я очень часто, ни с того ни с сего начинаю плакать, злиться на школу, на то, что я постоянно ничего не успеваю, параграф не могу толком выучить, хотя читаю его не один раз, иногда списываю с решебников. В первом классе родители меня как то заставляли писать уроки, но они мне никогда не помогали, я постоянно делала уроки сама, но они и не требовали, чтобы я была отличницей. По некоторым предметам у меня конечно высокие оценки, но я считаю, что я их не заслужила, т.к. либо списала или ещё что то. Репетиторов нанимали, но от них нет толка. Я хочу лучше учиться, но не знаю как. Раньше я уроки делала за два-три часа, и меня всё устраивало, но теперь я начала читать параграфы по несколько раз, делать все письменные задания и у меня нет свободного времени, я трачу много времени и толком не могу выучить урок. Мне очень тяжело, постоянные головные боли, ужасно скучно в школе, я уже не знаю что делать.

Здравствуйте, Мария.

Судя по описанию, вы действительно не знаете, как выполнять те требования, которые для вас установлены. Мало того, наверняка, с точки зрения стороннего наблюдателя у вас с учебой все более чем хорошо... однако не совершенно. Т.е. если какой-то человек захочет вас упрекнуть, наказать или не общаться с вами, то он сможет использовать эти несовершенства как доказательства своей правоты и своей негативной оценки в ваш адрес.

Попытка стать более совершенной в такой ситуации похожа на борьбу с ветряными мельницами - чем больше стараешься, тем четче видишь бесполезность своего занятия. Что у вас истерики при этом... ну ни капли не удивительно.

Любой нормальный человек так отреагировал бы на ситуацию, в которой у этого человека было бы некоторое количество сил, при этом к нему с одной стороны предъявлялись бы слишком жесткие требования, а с другой - невыполнение этих требований означало бы лишения жизненно важной потребности. Надо делать во что бы то ни стало и прямо сейчас, а что делать - не понятно! Это ж натуральный взрыв мозга, и вы с ним живете уже долгое время.

У нас в культуре (особенно школьной, особенно при столконовении с проблемами) принято не отменять плохие противоречивые требования, а добавлять новые до бесконечности... особенно страдают этим те, кто сам на себе чувствует груз невыполнимых требований (родители и учителя). Им спускают сверху требование - они его "транслируют" и перепоручают тем, кто от них зависит и параллельно угрожают "увольнением" или неуважением, или тупо прямым наказанием. И получается, что самые сложные требования поручаются выполнить самым далеким и неспособным... неспособным это требование отмести, отказаться от выполнения.

В раннем дестве ни один ребенок не способен полностью отказаться от требования родителя, ребенок может получить достаточно опыта, чтобы принять эту схему (сильный поручает, слабый старается выполнить) безоговорчно.

Однако со взрослением тот самый слабый ребенок постепенно понимает, насколько требования к нему адекватны его возможностям. Насколько его чувства, появляющиеся при мысли о невыполнении этого требования, соответствуют реальным последствиям его ошибок и конфликтов. Насколько взрослый, выдвинувший требование, сам способен выполнить такое требование, насколько этот взрослый понимает, КАК это требование выполнить в данных обстоятельствах. И наконец, насколько опасно для жизни невыполнение этого требования.

Чем именно для вас опасно не выполнить требование?

Чего вы лишитесь, отказавшись от старания учиться?

Видите ли вы у других людей другие способы получить то, что вы хотели бы получить с помощью выполнения требований?

Можете ли вы найти запас сил для того, чтобы отключить свой способ добиться желаемого (стараться учиться до истерики) на другие способы?

От ответов на эти вопросы зависит решение вашей проблемы... но это НЕ требования. Вы вправе их не брать на рассмотрение, а если взяли, то откладывать на сколько хотите. И это не будет значить ничего, кроме того, что ваша проблема еще не решена, и удовлетворительных ответов у вас пока нет. Если же вы будете к этим вопросам возвращаться по мере сил, ответы у вас обязательно появятся. И эти ответы будут лучше, чем вы сейчас можете предположить.

Желаю вам удачи в новом году.

Желаю вам найти лучший способ добиваться удовлетворения той потребности, которую вы преследуете старанием учиться.

Ну и просто, с новым годом! Счастья вам, близких отношений, поддержки от близких людей в трудные моменты и новых встреч с хорошими людьми.

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации


  • Комментариев: 0 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

    Оставьте комментарий!

    Комментарий опубликую после проверки

    Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

    Подписаться на:
    (обязательно)