телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Амбивалентность поведения ребенка

(лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный) — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению к взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности. Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях (активное передвижение в пространстве: ползанье, ходьба) детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него; робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым; отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности; яркой избирательности во взаимоотношениях с взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Феномен амбивалентного поведения наблюдается примерно у трети детей, посещающих ясли. В основе амбивалентного поведения лежит конфликт между потребностью ребенка в общении с взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин возникновения такого поведения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.