телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

ДЕТСКАЯ МЕТОДИКА "ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" (вариант В. Михала)

/ Просмотров: 4625 / RSS / Обсудить (1)

Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса-Леви для детей. Тест относится к методикам дополнения и отчасти - к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно. Инструкция. - Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты - заканчивать его. - Теперь - внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения: - Каждое утро... - А ты продолжаешь. Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если вам показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример: - Многое отдал бы за то, чтобы я... Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме. В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе. Незаконченные предложения 3. Мы любим маму, а.… 15. Я думал, что мама чаще всего... 7. Отцы иногда... 9. Чтобы наш папа... 5. Мой брат (сестра)... 11. Если бы мой брат (сестра)... 2. Ребенок в семье... 10. Мои близкие думают обо мне, что я... 4. Бываем среди детей, но... 8. Дети, с которыми я играю... 12. Мои друзья меня часто... 23. Мой учитель (учительница, учителя)... 16. Если бы не было школы... 18. Когда думаю о школе, то... 1. Я думаю, что людей больше... 6. Я достаточно ловкий, чтобы... 21. Я самый слабый... 13. Я хочу, чтобы у меня не было... 17. Я весь трясусь, когда... 19. Если бы все ребята знали, как я боюсь... 20. Был бы очень счастлив, если бы я... 24. Всегда мечтаю... 14. Больной ребенок...   Обработка и интерпретация результатов Интерпретация. Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности. Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Рекомендуется ставить баллы по ответам (2 балла - серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл - умеренные нарушения, 0 балла – нарушения не выявлены). Уровни: – 36-48 баллов - серьезные нарушения, требующие психотерапии -ВЫСОКИЙ – 19-35 баллов - умеренные нарушения,– СРЕДНИЙ – 0-18 балла – нарушения не выявлены) – НИЗКИЙ Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: "Я не знаю, что думаю о себе" на предложение: "Мои близкие думают обо мне, что я..." указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений. Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям: а) отношение к матери - 3, 15; б) отношение к отцу - 7,9; в) отношение к братьям, сестрам - 5, 11; г) отношение к семье - 2, 10; д) отношение к ровесникам - 4, 8, 12; е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18; ж) отношение к людям в целом - 1; з) отношение к собственным способностям - 6, 21; и) негативные переживания, страхи - 13, 17, 19; к) отношение к болезни - 14; л) мечты и планы на будущее - 20, 22, 24.

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации

Комментариев: 1 RSS

  • Комментариев: 1 + ВКонтакте

Блок комментариев ВКонтакте

  •  Валя | 28 февраля 2020 в 13:29:11

    Здравствуйте! Как звучит вопрос 22.

Оставьте комментарий!

Комментарий опубликую после проверки

Введенный емейл станет вашим логином, конфиденциальность гарантирую

Подписаться на:
(обязательно)