телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

2. Рассуждения о наивной и ентиментальной поэзии

Одно   время   мне  казалось,   что  деление  поэтов   на   наивных   исентиментальных,  как это  делает  Шиллер,  покоилось как  будто  на  точкахзрения,  совпадающих  с  изложенными  в  этом  моем труде. Но после  зрелогоразмышления  я пришел к  заключению,  что это  не  так.  Определение Шиллерапросто:  наивный  поэт  сам  есть природа, а  сентиментальный  ищет ее.  Этапростая  формула  очень  соблазнительна, потому  что она  устанавливает  дваразличных  отношения  к  объекту.  Поэтому  легко  можно  было  бы  сказать,например: тот, который ищет или  требует природы в качестве  объекта, тот неимеет ее; его можно, значит, назвать интровертом; наоборот, тот, который саместь природа и, стало быть, стоит в  самом тесном  отношении к объекту, тогоможно   назвать   экстравертом.   Однако  такая,  несколько   насильственнаяинтерпретация  имела  бы мало  отношения  к  точке зрения  Шиллера.  ДелениеШиллера на наивное и сентиментальное - в противоположность нашему делению натипы  -  занимается  отнюдь не  индивидуальной ментальностью  поэта,  а лишьхарактером его творческой деятельности и соответственно ее продуктом. Один итот же поэт может быть  в одном стихотворении сентиментальным, а  в другом -наивным. Гомер,  правда, всегда  наивен;  но многие ли из числа  новейших несентиментальны  по   преимуществу?  Очевидно,  Шиллер  сам  чувствовал   этозатруднение и  поэтому объявил, что поэт обусловлен своим  временем - не какиндивидуальность, а  как  поэт. Смотря по свойствам того времени, - говоритон,  например,  -  в  котором  поэты   расцветают,  или  по  тем   случайнымобстоятельствам,  которые  влияют  на  их  общее  образование  и  преходящеенастроение  духа,  -  смотря  по  всему  этому, все  подлинные  поэты  будутпринадлежать к числу или наивных, или сентиментальных.     Из  этого следует, что и для Шиллера  речь шла  не об основных типах, аскорее  об  известных  характеристических  чертах  или  свойствах  отдельныхпроизведений.  И  сразу  становится  ясно, что  интровертный поэт может  прислучае творить как наивно, так и сентиментально. Вследствие этого совершенноотпадает и вопрос о тождестве наивного и сентиментального, с  одной стороны,и экстраверта и интроверта  -  с другой,  то есть постольку, поскольку  делокасается типов.  Но  вопрос  становится иным, если  речь идет  о  типическихмеханизмах.      а) Наивная установка      Прежде всего я приведу определения, которые Шиллер дает этой установке.Мы  уже говорили о том, что наивный поэт есть природа. Он следует простойприроде  и  ощущению  и ограничивается  подражанием действительности.  Принаивном  изображении  мы   радуемся   живому  присутствию  объекта  в  нашемвоображении. Наивная поэзия есть  дар природы. Она счастливый  жребий; онане нуждается  ни в каком усовершенствовании при  удаче,  но и не способна  кнему при неудаче. Наивный гений должен  все  создавать из  своей природы иможет  создать  лишь  очень  немногое  из  своей свободы.  Он  тогда  толькоосуществит  свою  идею,  когда в  нем  будет  действовать  одна  природа  повнутренней необходимости. Наивная поэзия  есть дитя жизни,  и  потому онавозвращает нас в жизнь. Наивный  гений вполне зависит от  опыта, от  мира,который непосредственно прикасается к нему. Он нуждается в помощи извне.Для наивного поэта неизменная природа его среды может стать опасной, ибовосприимчивость  всегда более или менее  зависит  от внешнего впечатления илишь такая постоянная деятельность продуктивной способности,  которой нельзятребовать от человеческой природы, могла бы помешать материи вызывать в душеот  времени  до  времени  слепую  восприимчивость. Но  каждый раз,  как  этослучается, поэтическое чувство превращается  во что-то  низменное. Наивныйгений предоставляет природе безграничное господство в самом себе.     Из  такого определения  понятия  становится особенно  очевидно,  каковазависимость наивного  поэта  от  объекта.  Его  отношение  к  объекту  имеетхарактер  принуждения  в  том  смысле, что он  интроецирует объект,  то естьбессознательно  отождествляется с объектом или,  так  сказать,  уже  априоритождествен с ним. Такое отношение к объекту Леви-Брюль (Levy-Bruhl) называетparticipation  mystique  (мистическое  соучастие).  Это  тождество  всегдасоздается   через  посредство  аналогии  между  объектом  и  бессознательнымсодержанием.  Можно также  сказать: тождество создается посредством проекциибессознательной  ассоциации по аналогии на объект.  Такому тождеству  всегдаприсущ характер принуждения,  потому  что  имеется  известная  сумма либидо,которая,  как  всякое  количество  либидо, действующее из  бессознательного,имеет силу принуждения по отношению к сознательному процессу, иными словами:сознание ею  не располагает. Поэтому наивно установленный  человек в высокойстепени  обусловлен  объектом; можно  сказать,  что  объект самостоятельно идейственно изживает себя  в нем  и осуществляется в нем вследствие того, чточеловек отождествляется с объектом.  Через это наивно установленный  человеккак  бы предоставляет  объекту  свою  экспрессивную  функцию и таким образомизображает его - но не активно  или намеренно, а так, что объект как  бы самизображается в нем. Наивно установленный человек сам есть природа, и природасоздает  в  нем  его  произведение.  Такой   человек  предоставляет  природенеограниченно   господствовать  в   нем.   Первенство  принадлежит  объекту,поскольку наивная установка экстравертна.      б) Сентиментальная установка      Выше мы уже упомянули о том, что сентиментально установленный поэт ищетприроду.  Сентиментальный поэт рефлектирует о впечатлениях, производимых нанего предметами, и только  на этой рефлексии  основывается  то,  что  он самрастроган и  что  он  заставляет  нас  быть  растроганными.  Предмет  у негоявляется отнесенным к идее, и на этом отношении покоится вся его поэтическаясила. Он имеет дело всегда  с двумя  противоборствующими представлениями иощущениями -  с действительностью, как с границей,  и  со своей идеею, как сбесконечным;  и  то  смешанное   чувство,  которое   он  возбуждает,  всегдасвидетельствует об этом двояком источнике. Сентиментальное настроение естьрезультат стремления восстановить наивное  ощущение  в его  содержании и приусловиях рефлексии.  Сентиментальная  поэзия есть продукт  отвлеченности.Сентиментальный гений имеет дело с  опасностью  в стремлении удалить от нее(от  человеческой  природы) все  пределы, дойти до полного  устранения самойчеловеческой  природы  и  не  только подняться  над  всякой  определенной  иограниченной   действительностью   до   абсолютной  возможности,   то   естьидеализировать  (это  человеку позволено, это  он и должен),  но  выйти и запределы  самой  возможности,  то есть предаться мечтаниям. Сентиментальныйгений  оставляет  действительность, чтобы  вознестись к идеям и, в свободнойсамодеятельности, господствовать над своим материалом.     Нетрудно  усмотреть,  что  сентиментальный   поэт  в  противоположностьнаивному  отличается рефлектирующей и абстрагирующей установкой по отношениюк объекту. Он  рефлектирует над  объектом, абстрагируя себя от него. Он, таксказать, уже априори отделен от объекта в то время, когда начинается процессего  продуктивной деятельности;  не объект  действует в нем,  а действует онсам. Однако он действует не вовнутрь себя  самого, а за  пределы объекта. Онотличен  от объекта, не тождествен  с ним,  он  старается восстановить  своеотношение  к  объекту,  господствовать  над  своею  материей.  Из этой егоотделенности от объекта вытекает  то впечатление двойственности,  на котороеуказывает Шиллер, ибо сентиментальный черпает из двух источников: из объектаили из восприятия его и из  себя самого. Внешнее  впечатление от  объекта неесть для  него нечто безусловное,  а лишь  материал, с которым он  обходитсясогласно со своими собственными содержания-ми. Поэтому он стоит над объектоми  все-таки  имеет  некоторое  отношение   к  нему;  однако   не   отношениевосприимчивости,  но он сам по своему произволу придает объекту  ту или инуюценность, то или иное свойство. Его установка, стало быть, интровертна.     Однако,   охарактеризовав   эти   обе  установки  как   интровертную  иэкстравертную, мы отнюдь не исчерпали мысли Шиллера. Наши два механизма сутьне что иное, как основные феномены, при этом довольно общие по своей природеи  лишь в общих чертах  намечающие специфическое. Для  понимания наивного  исентиментального начала нам необходимо привлечь на  помощь еще два принципа,а  именно  элементы  ощущения  и  интуиции.  В  дальнейшем  развитии  нашегоисследования я подробнее  опишу эти функции.  Здесь же  я только  ограничусьуказанием  на  то,   что   характерным  признаком   наивного  типа  являетсяпреобладание ощущения,  а сентиментального - преобладание интуиции. Ощущениепривязывает к объекту, мало  того, оно  вовлекает  субъект в объект; поэтомудля  наивного опасность  заключается  в том, что  он  исчезает  в объекте.Интуиция же, как восприятие собственных бессознательных процессов, отвлекаетот   объекта,  поднимается   над   объектом  и   потому   всегда   стремитсягосподствовать  над материей и придавать ей  форму, согласно с субъективнымиточками  зрения,  даже насиловать его,  притом  и  не  сознавая  этого.  Длясентиментального  же  типа  опасность  заключается,  стало быть,  в полномотрешении  от реальности  и в поглощении фантазией, проистекающей из областибессознательного (мечтание).      в) Идеалист и реалист      В этом же своем сочинении Шиллер, в дальнейших рассуждениях, доходит доустановки  двух  психологических  типов человека.  Он  говорит:  Эта  мысльприводит  меня  к весьма  замечательному  психологическому антагонизму междулюдьми, обнаруживающемуся в век культурного саморазвития:  этот антагонизм всилу  того,  что он  радикален и  коренится во  внутренней  душевной  форме,вызывает  среди  людей  худшее  разделение,  чем  когда-либо  могло  вызватьслучайное  столкновение  интересов; этот антагонизм отнимает у  художника  ипоэта всякую  надежду  всем  понравиться  и всех тронуть, а  ведь в этом  ихзадача; он лишает  философа возможности - даже тогда, когда он все сделал, -убедить  всех,  а  ведь  это  входит в  самое  понятие философии; наконец, впрактической  жизни  он  никогда  не  позволит  человеку  получить  всеобщееодобрение  за свой  образ действий - словом, эта противоположность повинна втом, что ни одно духовное произведение и ни один сердечный поступок не могутвызвать у одного класса людей  чувства решительного удовлетворения без того,чтобы не  вызвать  слов  отвержения  со стороны  людей  другого класса.  Этапротивоположность, несомненно, столь же стара, как  самое начало культуры, ивряд ли может быть  устранена  впредь до  самого  конца ее, разве  только  уотдельных  редких  субъектов,  которые,  кажется,   всегда  бывали  и,  надонадеяться,  всегда и будут  существовать;  но, хотя одно из  проявлений  егосостоит  в том,  что он  сводит  на  нет всякую попытку к его преодолению  -потому что ни одну сторону не удается привести к тому, чтобы она признала засобой  какой-нибудь недостаток  и какую-нибудь реальность за противоположнойстороной,  -  все  же  было  бы достаточным  завоеванием,  если  бы  удалосьпроследить такое важное  разъединение вплоть  до последних источников  его исвести  этим  основной  пункт разногласия по  крайней мере  к более  простойформуле.     Из  всего  вышесказанного  недвусмысленно вытекает,  что  Шиллер  черезрассмотрение  противоположных   механизмов  приходит  к   установлению  двухпсихологических типов, которые в его понимании претендуют на то же значение,которое  я  придаю  интровертному  и  экстравертному  типам.  Что   касаетсявзаимоотношений  между двумя  установленными  мною типами,  то я  могу,  таксказать, подтвердить слово в слово  то, что Шиллер говорит  о своих типах. Всоответствии  с тем, что выше  сказано мною,  Шиллер приходит от механизма ктипу, отвлекая как от наивного, так и от сентиментального характера то, чтов  обоих есть поэтического. При совершении такой операции мы должны отвлечьвсе  гениальное  и творческое:  тогда  у  наивного  останется  связанность собъектом  и  самостоятельность  объекта  в субъекте;  у  сентиментального жеостается  вознесенность над объектом, которая  будет выражаться в более  илименее произвольном суждении об объекте  и обращении с  ним. Шиллер  говорит:Тогда  от первого (наивного) останется  только: в области теории -  трезвыйнаблюдательный  дух и  крепкая привязанность  к  однообразному свидетельствучувств;   в   области  практики  -  отрекающаяся   покорность   перед  лицоместественной  необходимости.  От  сентиментального же характера  останетсятолько  беспокойный спекулятивный дух, стремящийся к  безусловному во всякомпознании;  в  практической  же области - моральный ригоризм, настаивающий набезусловном во всех действиях воли. Кто принадлежит к первому  классу, можетназываться реалистом, кто ко второму - идеалистом.     Дальнейшие рассуждения Шиллера о двух установленных им  типах относятсясоответственно лишь к неизвестным феноменам реалистической и идеалистическойустановки, что для нашего исследования уже не имеет интереса.Оглавление

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: Trying to access array offset on value of type bool

Filename: type_foreach/info-bottom-page-bookpages.php

Line Number: 38

A PHP Error was encountered

Severity: 8192

Message: preg_replace(): Passing null to parameter #3 ($subject) of type array|string is deprecated

Filename: type_foreach/info-bottom-page-bookpages.php

Line Number: 38

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации