телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

5.4. Планирование корреляционных исследований в кросскультурной психологии и психогенетике

Все сказанное в этой главе относится к общепсихологическому ис­следованию. Существуют, по крайней мере, 4 области планирования исследования, которые редко рассматриваются в литературе, посвященной методам психологиче­ской науки.

Первая область — многомерный эксперимент. Планы многомерного исследо­вания, в частности эксперимента, являются обобщением традиционных схем для случая           n-зависимых переменных. В обычном эксперименте мы исследуем влияние одной независимой переменной на одну зависимую. Многоуровневый факторный эксперимент проводится для изучения влияния 1, 2,..., т независимых переменных также на одну зависимую переменную. Многомерный эксперимент предполагает схему т х п, где т — число независимых переменных, п — число зависимых пере­менных. Уже применение плана для 2 независимых и 2 зависимых переменных тре­бует выявления связей между каждой парой независимая — зависимая переменная, т.е. построения 4 таблиц средних результатов 2 х 2 (если сравниваются средние). Кроме того, требуется выявить влияние уровня каждой независимой переменной, а также влияния их взаимодействия на корреляционную связь между двумя зависи­мыми переменными.

Более сложные планы многомерного психологического эксперимента очень тру­доемки и требуют автоматизированного планирования и проведения эксперимента, а также особых компьютерных программ обработки результатов. По крайней мере, планирование многомерных экспериментов предоставляет исследователям широ­кие возможности для творчества.

Вторая область планирования исследования — эксперимент в дифференциаль­ной психологии или индивидуально-психологический эксперимент. Целью этого эксперимента является выявление индивидуальных различий поведения в однород­ных ситуациях. Даже в обычном многомерном исследовании основной гипотезой являются не безусловные суждения «Если А, то В», а условное суждение «Если А, то В — при условии С1, В — при условии C2 ... и т.д.». В качестве условия выступа­ют дополнительные переменные — индивидуально-психологические различия.

В дифференциально-психологическом эксперименте эти дополнительные пе­ременные становятся основными: мы исследуем личность как детерминанту поведе­ния. Основным статистическим показателем в этом исследовании является не мера центральной тенденции, а показатели вариации значений зависимой переменной. Независимая переменная (задания испытуемому, экспериментальное воздействие) превращается в дополнительную. Варьирование независимой переменной превра­щается в процедуру подбора методом, сочетающим стратификацию и рандомизацию, например, при разработке тестов группы отбираются по полу и возрасту, но по дру­гим показателям они уравниваются.

Планирование дифференциально-психологического исследования — еще одна важнейшая и недостаточно разработанная область экспериментальной психологии.

Третья область — кросскультурные исследования. Любое кросскультурное ис­следование проводится для сопоставления поведения индивидов, выросших в раз­ных социокультурных условиях. Факторы естественного развития и фона (истории), которые в обычном общепсихологическом исследовании выступают как источники артефактов, в кросскультурном исследовании являются аналогами независимой пе­ременной.

По сути своей кросскультурное исследование является вариантом экспери­мента ex-post-facto (эксперимента, на который ссылаются). Поэтому и все требо­вания к ex-post-facto, а также ограничения при интерпретации полученных резуль­татов относятся и к кросскультурному исследованию в равной мере Интерес к срав­нительному изучению закономерностей психического развития представителей различных культур очень велик, и поэтому планирование кросскультурных иссле­дований является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей экспери­ментальной психологии.

Четвертое, особое направление — планы исследований в психогенетике. Рас­смотрим подробнее 2 последних области.

Оглавление

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации