Глава V
он должен был выкладывать данный образец по памяти, карточку показывали, потом убирали
2 Задание «Телевизор» (используются задания из игры «Мозаика»): «Подобно тому как луч в телевизоре чертит изображение, пробегая слева направо и сверху вниз, так и ты выкладывай рисунок по строчкам, начиная с верхней При этом бери из коробочки всегда только одну фишку нужного цвета».
3 Чтение текстов и цветных строчек. Эти и другие задания были направлены на тренировку в различии оптических стимулов, такие задания резко сократили число ошибок на различение букв и описание тех букв, которые ребенок уже знал.
Затем ребенок переходил к заучиванию наизусть определенных последовательностей букв с опорой на их зрительные образы.
С детьми, знающими буквы, тренировка на увеличение скорости чтения велась с опорой на это знание. Алфавит печатался в виде специальных табличек (буквы располагались в строчки) по шесть букв в строчке. Ребенку предлагалось назвать буквы в столбик, нарушался алфавитный порядок, по разнице названия букв в столбик и в строчку можно судить о степени сформированное™ операции распознавания букв. Буквы, вызвавшие потребление темпа, фиксировались, над ними работали особо.
При назывании букв в столбик увеличивалось число ошибок в опознавании букв. В случае ошибки или забывания букв в столбик ученик должен был обратиться к алфавитному порядку и самостоятельно «вспомнить» букву.
Перед учеником можно поставить задачу уравнять качество и скорость чтения. При назывании букв в строчку и в столбик видно, как эта разница становится все меньше с каждой тренировкой, ученик испытывает чувство удовлетворения.
Тренировки в чтении слогов различной структуры строились с помощью применения специальных карточек, где слоги были написаны в столбик. Карточки отличались порядком слогов, цветом, чтобы избежать эффекта насыщения при многократном чтении одних и тех же слов.
На первом этапе ставилась задача безошибочного чтения, на втором этапе — уже быстрого чтения с определенной скоростью. Затем читались тексты, распечатанные по слогам, — это была тренировка в скорости чтения. Это приводило к росту скорости чтения и выработки ритма чтения, уменьшению сбоя перед словами со стечением согласных.
Для слабо успевающих учащихся встает задача удержания в памяти содержания прочитанного, эта задача решалась так: ребенок получал набор карточек с написанными на них названиями животных. Прочитав название, ребенок должен был найти название этого животного на карточке, где были написаны названия двенадцати животных. Число написанных слов уменьшалось, если ребенок не справлялся с задачей. Аналогичная работа проводилась с названиями других предметов. Следующим этапом тренировки было выполнение инструкций, написанных письменно: «Принеси, подними» и т. п. Для этого использовались различные игровые предметы, задания усложнялись, увеличивался и текст, который ребенок должен был удержать в памяти после его прочтения.
Кроме того, учащиеся тренировались в выполнении заданий на реконструкцию связного текста. Текст, отпечатанный на машинке, был разрезан, и его надо было восстановить.
По данным автора, за 10—40 учебных часов успехи в чтении у большинства учащихся были значительными.
Какие особенности этого типа коррекционной работы надо выделить как особенности применения психологической информации в коррекционной работе? В первую очередь — необходимость глубокого отреф-лексированного профессионально оправданного теоретического осмысления корректируемого явления, выяснение его структуры, то есть психолог воздействует на доступные его теоретическому осмыслению механизмы психической жизни. Во-вторых, этот тип коррекции требует обязательной работы психолога с материалом, на котором строится коррекционная работа. В-третьих, анализ индивидуальных и типичных особенностей действия каждого человека, работающего с этим материалом. Этот вид психологической коррекции
Гмн у
чаще всего применяется для воздействия на содержание действий человека, повышение эффективности их результатов. Для того чтобы работать с содержанием этих действий — учебных, профессиональных и других, психолог должен владеть содержанием материала, его основными закономерностями.
Другим типом коррекционной работы является работа по коррекции поведения детей и взрослых. Эта работа также строится в виде групповой и индивидуальной коррекции. К групповой работе относятся все виды тренингов общения и профессиональных тренин-гов, которые помогают освоить конкретные формы поведения и принять на себя ответственность за их выполнение вне условий обучения.
Эта работа практического психолога основывается на его данных об уровне владения группой соответствующим навыком и предполагает организацию взаимодействия в группе, которая приведет к совершенствованию этого навыка. Подобные виды работ в настоящее время широко применяются в разного рода профессиональном обучении. Остановимся на некоторых видах заданий, которые применяются при совершенствовании навыков общения у взрослых людей.
Задание «За что мы любим»
Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами человека. Давайте попробуем оценить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будем выполнять письменно. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует вам. Укажите пять качеств, которые особенно вам в этом человеке нравятся. Начали! (гонг). Ваше время вышло. Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашу характеристику, а мы попробуем определить, к какому человеку относится ваша характеристика. Тот, чей портрет мы узнаем сразу безошибочно, — будет в числе победителей. Можно начинать слева направо. Пожалуйста, начали! (гонг). Ну, а сейчас можно подвести итог. Ведущий, пожалуйста, оцените, кого из присутствующих мы
узнали быстрее всего, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей. Ведущий, вам слово (гонг). Спасибо, на этом игра закончена'.
Задание «Слепцы и поводырь»
Как важно в жизни доверять людям! Как часто этого недостает, и как много порой мы от этого теряем. Пожалуйста, все встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разные стороны в течение двух-трех минут (гонг). Так, хорошо. Теперь произвольно разбейтесь на пары. Один из вас закрывает глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения по поводу их передвижения и т. п. Как давать команды? Лучше всего стоя за спиной на некотором отдалении. Пожалуйста, начали (гонг). Хорошо, а теперь поменяйтесь ролями. Каждый должен пройти «школу доверия». Пожалуйста, начали (гонг). Хорошо, теперь сядьте в кресло, подумайте и скажите, кто чувствовал себя уверенно, надежно. У кого было желание полностью довериться партнеру? Что вселило в вас эту уверенность? Пусть каждый оценит своего партнера, поднимая руку с нужным количеством пальцев — оцениваем по пятибалльной системе. Ведомый поднимает столько пальцев, сколько он считает нужным дать своему поводырю. Ведущий оценит победителей этого соревнования. Пожалуйста, продумайте вашу оценку, а ведущий оценит лучших поводырей. Пожалуйста, начали (гонг). Спасибо, на этом игра окончена (гонг).
Особенности этого типа коррекционной работы состоят в том, что она ориентирована на конкретные формы взаимодействия людей или на формы индивидуального поведения и предполагает анализ клиентом своего состояния в процессе коррекционной работы как основного показателя его эффективности. Совершенствование способов действия достигается за счет актуализации ресурсов клиентов, совершенствования их рефлексии на содержание взаимодействия с другими людьми.
' Текст заданий приводится по кн.: Игра для интенсивного п обучения / Под ред. В.В. Петрусинской.— М., 1991. 1/1
Таким образом, использование психологической информации при проведении коррекционной работы определяется целью этой работы и позицией психолога во взаимодействии с клиентом. Они определяют выбор конкретной стратегии действия в ситуации и коррекции и степень ответственности психолога и клиента за результаты коррекционной работы.
Вопрос о применении психологической коррекции в педагогической и социальной практике чрезвычайно важен, так как он дает возможность обсуждать проблему пользователя психологической информации. Кому, с какой целью и в какой форме можно и нужно передавать психологическую информацию для осуществления этим человеком психологической коррекции?
С этой целью остановимся на существенных, на наш взгляд, различиях в позициях пользователя психологической информации в педагогической и социальной практике. Педагогическая практика — это профессиональная деятельность педагогов и все виды воздействия одного человека на другого с целью изменения его внутреннего мира, которые осуществляются сознательно, то есть воздействующий человек отдает себе отчет в цели и средствах воздействия на другого человека, то есть воздействие на другого человека строится на основе некоторых обобщенных знаниях о внутреннем мире другого человека, о закономерностях этого внутреннего мира, о механизмах развития человека и т. п. Каждый воздействующий обладает определенной «теорией», позволяющей ему строить прогноз в отношении результатов своего воздействия, средств и способов воздействия, меры воздействия другого человека. Другими словами, педагогическая позиция предполагает индивидуализированное обоснование воздействия на другого человека.
Социальная практика в этом плане отличается большей безличностью обоснований для воздействия на другого человека или группу людей, то есть она в большей степени использует усредненное представление о норме человеческого поведения, о норме психи-
ческого развития, обобщенное в типологии деятельно-стей, типов реагирования и т. п.
В этом плане в педагогической практике пользователь будет ориентирован на применение индивидуализированной психологической информации, соотнесенной в той или иной форме с его собственной позицией, с его «теорией», отражающей его личный опыт взаимодействия с людьми.
В социальной практике воздействие на других людей строится с учетом общих закономерностей действия, поэтому индивидуальное отношение пользователя информации не имеет большого значения для эффективного ее использования, важно, чтобы это была достоверная информация. Для применения пользователем психологической информации в социальной практике с целью коррекции она обычно передается в виде рекомендаций о совершенствовании тех или иных видов социальной активности.
Остановимся на некоторых проблемах применения психологической коррекции в педагогической практике: это прежде всего работа психолога в ситуации родители, дети — учителя (воспитатели д/с). Пользователем психологической информации о человеке, который нуждается в психологической коррекции, становится другой человек, чаще всего это бывает в позиции ребенок — взрослый.
Особенности осуществления психологической коррекции взрослым после получения соответствующих рекомендаций от психолога состоит в том, что по мере осуществления рекомендации взрослый вынужден будет изменить свою позицию в происхождении психологической информации, которая стала основой для проведения психологической коррекции. Другими словами, взрослый должен будет принять на себя ответственность за изменения во внутреннем мире ребенка. Как показывает практика, большинство взрослых, родителей особенно, абсолютно не склонны к изменению своей позиции в отношении психологической информации о ребенке. Все виды психологической коррекции, которые могли бы быть доступны им, например, новый, отличный от школьного способ обучения ребенка, новые формы общения с ним и
т. п., — воспринимаются ими крайне пассивно. Большинство взрослых склонны к стереотипным формам действия и оценкам, которые с большим трудом ими перестраиваются. Это дает основания говорить о том, что все виды психологической коррекции, которые могли бы быть переданы взрослым, например, психотехнические приемы, игры, способы обучения и т. п., требуют от психолога предварительной, чаще всего индивидуальной работы со взрослыми по передаче им психологической информации: диагностической и коррекционной. Какие проблемы возникают в этом случае перед психологией? Первая и самая главная проблема — это проблема адекватного языка для сообщения психологической информации как обоснования психологической коррекции, затем — проблема включенности пользователя в происхождение психологической информации — создание ситуации зависимости и ответственности пользователя за осуществление им коррекционных воздействий.
Одной из форм работы психолога с использованием психологической информации может быть вариант работы, описанный в книге Р.Т. Байярд и Дж. Байярд «Ваш беспокойный ребенок», это прямые указания пользователю психологической информации о его способах действия: «Сначала выберите из перечня самый значительный пункт, ответственность за который вы можете без особого труда передать ребенку. Затем, первоначально в воображении, попрактикуйтесь несколько минут в такого рода передаче ответственности ребенку. Расслабьтесь тем способом, который помогает вам почувствовать себя в окружающем мире, а потом несколько раз проделайте в воображении следующие действия.
Представьте, что вы видите, как ваш ребенок совершает конкретный поступок. Как только вы сделаете это, вы почувствуете тот прежний вам знакомый эмоциональный толчок, смесь беспокойства, гнева, беспомощности, означающий приблизительно следующее: Я должен что-то сделать, но из того, что я могу предпринять, нет ничего, что было бы эффективным.
Затем представьте, что вы припоминаете: ответственны за это поведение теперь не вы, а ваш ребенок,
д[М«»гиеси1 кдррщн
и вы не должны больше испытывать этот неприятный эмоциональный сигнал.
Ощущение облегчения и свободы как от сбросившего со спины груза начнет разливаться по всему вашему телу...»'.
Психологическая коррекция осуществляется самим пользователем информации как изменение позиции во взаимодействии с подростком.
Интерпретация результатов производится таким образом, что пользователь психологической информации получает возможность анализировать содержание своей психологической теории. Так, если он набирает большинство баллов (больше 10) со знаком плюс, то это говорит о том, что у него преобладает будущее человека, по его мнению, человек жестко детерминирован своими действиями на будущее. Если большинство баллов (больше 10) со знаком плюс, то он обладает развитой теорией личности, считает, что человек обладает достаточными ресурсами для совершенствования себя и своих отношений с другими людьми. Если преобладает ответ со знаком «О», то у этого человека нет еще выраженной теории, позволяющей понимать других людей, прогнозировать отношение с ними, их развитие и возможности.
Обсуждение пользователем содержания его «теории» позволяет обсуждать вопрос о мере воздействия на другого человека, о средствах и способах воздействия, об обоснованности этого воздействия.
Применение психологической коррекции в социальной практике прежде всего связано с использованием психологической информации в средствах массовой информации, при организации пространства и времени жизни человека социальными средствами (жилье, планировка городов и т. п.). Воздействие на эмоциональную и когнитивную сферу человека, на его действия, например, через свойства предметов (и цели), создание стереотипов, установок и т. п. является предметом специального раздела психологической науки — социальной психологии.
Итак, применение психологической коррекции в педагогической практике связано с формированием у
' Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный ребенок. — М., ПС
Глаи V
пользователя отношения к его действиям по применению психологической информации, тогда как в соци-;
альной практике нет индивидуализированного исполь^ зования психологической информации.
§ 4. Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога
Целесообразность проведения коррекционной рабо ты определяется развитостью теоретических представ^ лений о предмете воздействия, будь это эмоциональное состояние человека, уровень его активности, содержание действий, характер целей и т. п. Кроме того, характер коррекционного воздействия будет зависеть от того, какое содержание нормы психического развития буде'1 стремиться реализовать в своей работе психолог.
Из нейропсихологической практики известно, чтс восстановление психических функций может происходить несколькими путями. Каждый из них приводит к одному и тому же результату — психологическая функция восстанавливается. Это следующие пути
• растормаживание нарушенной функции;
• перестройка функции;
• перемещение функции в сохранные отделы больших полушарий;
• спонтанное восстановление.
Первый путь предлагает применение фармакологических воздействий, позволяющее устранить запредельное торможение.
Второй путь — это путь возвращения утерянных функциональных возможностей через длительное специальное восстановительное обучение либо на основе включения сохранных звеньев нарушенной системы (внутрисистемная перестройка), либо путем включения в функциональную систему новых звеньев взамен нарушенных (межсистемная перестройка).
Третий путь — путь перемещения функций в сохранные отделы больших полушарий. Изучение показало, что при работе определенных пунктов одного полушария возбуждение симметрических пунктов другого полушария изменяется, причем эти изменения сохраняются на длительное время. Эти «зеркальные фокусы», возникающие в симметрическом полушарии, дают основания счи-
щщютиач щщщ
тать, что всякая работа мозга вовлекает фактически оба полушария и что симметрическое полушарие участвует в работе непосредственно действующего полушария. Степень вовлеченности его варьирует, абсолютной доминан-тности полушарий практически не наблюдается.
Спонтанное восстановление высших психических функций, по мнению многих исследователей, идет путем автоматической компенсации нарушенной функции. Эти компенсации могут быть внутри- и межсистемными и могут протекать на разных уровнях организации нарушенной функции.
Эти данные о путях восстановления высших психологических функций ставят, по нашему мнению, перед практическим психологом вопрос об интенсивности коррекционной работы, который в конечном счете связан и с ее эффективностью.
Нейропсихологические данные, а также данные физиологии мозга' позволяют психологу принять правильное решение об интенсивности и целесообразности коррекционной работы.
Психологическая диагностика должна сочетаться с физиологическими исследованиями активности мозга, только в этом сочетании методов исследования может быть принято оправданное решение о коррекционной работе. Показатели эффективности коррекционной работы будут зависеть от сочетания психологических и медикаментозных методов воздействия.
Этот путь оценки эффективности коррекционной работы предполагает фиксацию динамики физиологических (например, ЭЭГ) и психологических показателей активности клиента.
Кроме того, эффективность того или иного коррекционного воздействия определяется динамическим содержанием периода возрастного развития. Как известно, выделяют относительно стабильные возрастные периоды, периоды сензитивные, периоды кризисные, которые принципиально изменяют динамику внутреннего мира человека, сказываются на процессах освоения информации, в том числе и психологической информации. Эффективность коррекционного воздействия будет определяться степенью его соответствия тенденциям возрастного периода.
' См., например: фишман М.Н. Интегратавная деятельностьii мозга в норме и патологии. — М , 1989. Ч*
A PHP Error was encountered
Severity: Warning
Message: Trying to access array offset on value of type bool
Filename: type_foreach/info-bottom-page-bookpages.php
Line Number: 38
A PHP Error was encountered
Severity: 8192
Message: preg_replace(): Passing null to parameter #3 ($subject) of type array|string is deprecated
Filename: type_foreach/info-bottom-page-bookpages.php
Line Number: 38
«Лики родительской любви»
Мы все не избежим печального конца