телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

§ 3. Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции

Необходимость выделения проблем использования психологической информации как специального воп­роса профессионального становления психолога пред­ставляется очень важной потому, что кроме психолога этой информацией пользуются все люди. В чем тогда профессиональное использование этой информации?

Как мы уже отмечали, профессиональное использо­вание психологической информации при осуществлении психологической коррекции опирается на возможности самого человека в осуществлении им воздействия на свой внутренний мир.

Для того чтобы осуществить этот важнейший прин­цип коррекционной работы, практический психолог должен ориентироваться в своих возможностях по ус­тановлению соответствующего отношения с клиентом. Отношения, предполагающего ориентацию клиента на свои возможности. При этом психологу надо четко реф-лексировать то содержание своей позиции по отноше­нию к клиенту, в котором представлены возможности клиента и возможности самого психолога в использо­вании психокоррекционной информации, то есть ин­формации об актуальных особенностях внутреннего

 Глш (

мира клиента, о норме этих особенностей и о путях со­ответствия его этой норме.

Как показывает опыт работы психологов-практи­ков, осуществление коррекционной работы происходит в трех принципиально отличающихся ориентацией на клиента позициях:

1) «Делай, как я» — психолог показывает клиенту эффек­тивный способ и обучает его выполнению, добиваясь со­ответствия с образцом, психолог берет на себя ответ­ственность за данный способ действия;

2) «Давай сделаем вместе» — психолог делит ответствен­ность за поиск и нахождение эффективного способа вме­сте с клиентом,

3) «Давайподумаем,каксделатьлучше» —психолог переда­ет ответственность за осуществление найденного способа клиенту, предельно расширяет его возможности в выборе способа и его освоении

Первая позиция ближе всего к психотехническим воздействиям, когда их содержание предлагается кли­енту как заведомо эффективное.

Вторая позиция предполагает уже осознание кли­ентом своих возможностей, но это осознание предпо­лагает ориентацию в большей степени на типичное во внутреннем мире клиента.

Третья позиция психолога предполагает ориента­цию клиента в индивидуальных особенностях его внут- -реннего мира и их осознание.

Целесообразность каждой позиции определяется конкретными задачами коррекции, но нельзя не отме­тить, что если психолог пользуется какой-то одной позицией, то он уже работает стереотипно, а это зат­рудняет дифференциацию задач коррекции.

Итак, использование психологической информации для организации психологической коррекции предпо­лагает ориентацию на дискретные, относительно не­зависимые характеристики внутреннего мира челове­ка, которые воспринимаются психологом в свете общих психологических закономерностей.

Остановимся подробнее на использовании психо­логической информации при проведении коррекцион­ной работы в разной форме.

Психологические игры — один из видов использо­вания психологической информации в коррекционной

паботе Эти игры позволяют человеку сориентировать­ся в особенностях своего внутреннего мира, пережить и отрефлексировать динамику его изменения при осу­ществлении психологического задания.

Психотехнические игры, разработанные Н.В. Цзе-ном, Ю.В. Пахомовым для занятий со спортсменами, адаптированы для работы с подростками и апробирова­ны в коррекционной работе с ними В.В. Барцалкиной. Особенность этих игр в том, что они не являются строго направленными на развитие одной функции, они могут использоваться для снятия утомления, для повышения концентрации внимания, для повышения эмоциональ­ного тонуса, для создания эмоционально насыщенной атмосферы в группе и т. п. Опишем некоторые игры и их назначение в коррекционной работе.

Игра «Муха»

Для объяснения игры используется доска с рас­черченным на ней девятиклеточным полем 3х3 и не­большая присоска (или кусочек пластилина). Присос­ка выполняет роль «дрессированной мухи». Доска устанавливается вертикально, и участникам игры разъясняется, что перемещение мухи происходит:

«Вверх», «Вниз», «Вперед» или «Влево». «Муха» вы­полняет эти команды, перемещаясь на одну клетку в соответствующем направлении. Исходное положение «Мухи» — центральная клетка игрового поля. Играю­щие должны следить за перемещением мухи, не допус­кать ее выхода за пределы поля.

Игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, то он дает команду «Стоп» и, вернув «Муху» в центральное поле, начинает игру сначала.

Дети младшего школьного возраста и подростки могут использовать эту игру для проверки и трениров­ки устойчивости внимания, то есть способности к кон­центрации на предмете.

Особенность использования психологической ин­формации в этой игре состоит в том, что наряду с изменением в концентрации внимания психолог может °бсуждать с клиентом его отношение к своим возмож-

6 Абрамова Г С

 Гшак

||[||щд[пещ» щщт

ностям, способностям и самоконтролю, то есть подве­сти клиента к выделению не только дискретных, но и интегративных характеристик своей личности, завися­щих от его собственных усилий, направленных на со­держание внутреннего мира. Таким образом, психотех­ническая игра открывает возможности для сообщения клиенту новой для него информации о нем самом для осуществления самовоздействия, то есть обоснованной саморегуляции.

Игра «Хромая обезьяна»

Психолог сообщает, что по команде «Начали» уча­стники должны будут думать до тех пор, пока не последует команда «Стоп». Если во время выполнения задания кто-нибудь вдруг отвлечется от задания и на­рушит инструкцию, то он должен хлопнуть в ладоши, после чего снова продолжить игру. Дальше дается следующее задание: «А теперь закройте глаза... Вни­мание, даю задание: не думайте о хромой обезьяне. Начали!» Проходит 30—120 сек. под «жидкие аплодис­менты». «Стоп»!

В группах подростков и старших школьников по­лезно обсудить разные способы выполнения этого за­дания.

Эта игра может быть использована для привлече­ния внимания к объекту, который этого внимания не вызывает, сделав его предметом «недумания», можно создать ситуацию рефлексии на этот объект.

Эта психотехническая игра интересна тем, что от­крывает человеку закономерности его внутреннего мира, зная которые, он может воздействовать на них сам.

Психолог может использовать эту игру для созда­ния ориентации на содержание внутреннего мира, его закономерности.

Игра «Заблудившийся рассказчик»

Участники рассаживаются в крут. Психолог дает тему разговора. Один из участников начинает разви­вать ее, перескакивая с одной темы на другую, стара­ясь запутать повествование. Затем говорящий переда­ет слово другому участнику игры. Слово может быть

передано любому, поэтому участники игры должны следить за повествованием. Тот, на кого выпал ход, дол­жен распутать рассказ — пройтись кратко по всем те­мам от конца к началу. Он возвращается к исходной теме, затем сам запутывает разговор, передает слово кому-то другому и так далее.

Чем длиннее рассказ, тем более напряженной рабо­ты памяти и внимания он требует, тем эффективнее пси­хическая тренировка, что способствует выработке эффек­тивных способов организации внимания и памяти.

Игра «Лабиринт»

Участники игры разбиваются на пары. В каждой паре один участник — ведущий, а другой — ведомый. Ведущий держит в руке схему-лабиринт, которую он сообщает словами ведомому, не показывая ее (лаби­ринт в виде ломаной линии с прямыми углами). Всего используется три команды: «Прямо!», «Направо!», «Налево!». Ведомый выполняет эти команды, пройдя лабиринт, он должен развернуться на 180° и мысленно выйти из него, вслух сообщая о своих перемещениях, посредством тех же команд. Ведущий проверяет его по своей схеме. Затем они меняются местами. При желании игру можно продолжить, усложнив схему лабиринта.

Для младших школьников — 6—8-ходовой лабиринт, а для подростков и старших школьников — 9—12 ходов.

Это игра на развитие внутреннего плана дей­ствий, на ориентировку в его пространственных осо­бенностях.

Игра «Антивремя»

Она направлена на ориентировку во временных особенностях внутреннего мира. Каждому участнику игры предлагается тема, например: «Каникулы», «Те­атр», «Магазин» и т. п., которую он должен раскрыть задом наперед, то есть рассказать сначала о последнем Действии, потом о предшествующем ему, потом о пред­шествующем этому и т. п. до начала событий.

Эти и подобные им психологические игры, прово­димые индивидуально или в группе, дают несколько коррекционных эффектов: повышают продуктивность б*

 Г«»| »

какой-то способности человека (памяти, воображения и т. п.) и дают ему возможность выделить в своем внут­реннем мире как дискретные, так и непрерывные, ин-тегративные характеристики, на которые он может воз­действовать сам.

Психотехнические игры основаны на обобщенной психологической информации и ориентированы на общие закономерности внутреннего мира человека.

Индивидуализация психологической информации начинается при обсуждении процесса выполнения этих заданий, тех результатов, которых достигает каждый из участников групповой игры, или при анализе индиви­дуальных результатов, во взаимодействии с психологом.

Психолог обеспечивает обратную связь, анализи­руя вместе с клиентом его результаты и возможности применения этих результатов вне ситуации игры.

Итак, психотехнические задания и игры направ­лены, в первую очередь, на совершенствование воз­можностей человека в осуществлении какого-нибудь вида активности, через это он более активно начинает выделять все параметры своего внутреннего мира. При групповом выполнении психотехнических заданий каждый из участников группы получает возможность проанализировать содержание психологической ин­формации, полученной им, и сопоставить ее с данны­ми других людей — таким образом, каждый участник группы знакомится с помощью психолога с разнооб­разными проявлениями психологической информации, через это осваиваются новые средства организации внутреннего мира человека.

Кроме психотехнических заданий при организации психологической коррекции психолог использует раз­личные формы предметного обучения. Покажем осо­бенности использования психологической информации при этом виде коррекции на материале коррекции навыков чтения у слабоуспевающих учащихся (по ра­боте Б.Н. Боденко').

В своей работе психолог исходит из требований школьной программы, которым должны соответство­вать навыки чтения. Это — беглое чтение, осознанное,

выразительное, правильное, в установленные програм­мой сроки. С такими учащимися проводится специаль­ная работа.

Для осуществления работы психолог выбирает исходные теоретические положения, определяющие выбор конкретных способов работы. В данной работе предполагалось, что нарушение навыка чтения (при отсутствии патологии) связано с недостаточной сфор-мированностью самоконтроля. Обращаем внимание на то, что психологическая коррекция связана при орга­низации специального обучения с дифференциацией нормального и патологического процесса развития.

О сформированное™ самоконтроля мы судим по тому, может ли учащийся соотнести результат своих действий с образцом (целью) и использовать разногласие между целью и реальным достижением для внесения изменений в характер и структуру своих действий. У неуспевающих учащихся самоконтроль не сформирован.

Коррекционная работа содержала следующие ком­поненты:

• объективация цели (образца);

• объективация реального достижения ученика;

• объективация рассогласованности между целью (образ­цом) и реальным достижением ученика;

• рекомендации по изменению характера и структуры учебных действий ученика.

Теоретические представления о структуре учебной деятельности, об этапах формирования умственных действий дают основания для проведения коррекци-онной работы.

Работая с детьми, психолог вводит наглядный, дос­тупный ребенку способ фиксации его достижений. Это выглядит как график, который ребенок строит вместе с психологом (или родителями), где после каждого занятия он ставит себе привычную пятибалльную оценку:

НАШИ УСПЕХИ

' См.: Боденко Б.Н. Методы коррекции навыков чтения у сла-1СЛ боуспевающих учащихся: Диагностическая и коррекционная ра-104 бота школьного психолога. — М., 1987.

1  2  3  4  5  б  7  8  9  10   11   12 (номера занятий)

 Качество чтения оценивалось следующим образом' соотношение числа верно прочитанных слов к их об­щему количеству, умноженное на 100%.

Граница зон проводилась для текста с определен­ным количеством слов, относительно конечного числа ошибок.

Видя наглядно результаты своей работы, ученик занимался охотнее, у него появлялось отношение до­верия к психологу.

Расчет и график качества чтения велся по каждой части текста и по всему тексту в целом. Наибольшую диагностическую ценность имел анализ качества чте­ния по интервалам времени. Подсчитывалось количе­ство ошибок и неоправданных пауз за каждые 30 или 60 секунд. Определялись слова, вызвавшие потери темпа и качества чтения. Если в этом удавалось уста­новить какую-то закономерность, то трудные слова подчеркивались в тексте красным карандашом, и уче­ник должен был их читать особенно внимательно.

После того как выделена буква, тип слога или вид слов, вызывающий у ученика наибольшее число оши­бок, работа строилась в двух направлениях: увеличе­ние нагрузки на эту ошибку и составление списка слов, в котором не было слов, вызывающих ошибку. Первое направление — это тренировка, а второе направление работы — создание атмосферы безошибочного чтения, создание положительной установки на чтение.

Хорошим показателем устойчивости формируемо­го навыка чтения является отношение верно прочитан­ных слов к числу ошибок при первом чтении. Разделив количество верно прочитанных слов на число ошибок, получим среднюю длину ошибок. Этот показатель по­зволяет психологу обоснованно вводить объем текста для чтения, поддерживать процент качества на долж­ном уровне, чтобы не вызвать у ребенка отрицатель­ных эмоций.

Для повышения качества чтения и темпа надо чи­тать текст несколько раз. Сначала учащиеся не видят в этом смысла. Психолог, отражая в специальном гра­фике рост скорости чтения в абсолютных единицах (количество слов в минуту) и в процентах к норме после каждого прочтения, показывает ребенку целесообраз­ность многоразового прочтения.

Чтобы объективировать для ребенка зону его бли-ясайшего развития, психолог применял специальные средства для фиксации потенциальных возможностей ученика. Это делалось так: учащемуся предъявлялся через тахистоскоп ряд слов, которые предъявлялись через 1, 2, 3 секунды. Количество слов, которое успел прочитать ученик, делилось на затраченное время и умножалось на 60. Таким образом, получали скорость чтения для данного учащегося в минуту, если бы он сохранил стартовую скорость и дальше. Оказывалось, что такая расчетная скорость выше реальной и может служить основанием для предъявления требований к ученику и им самим к себе. Достичь такой скорости в обычном чтении — эта задача ставилась перед уче­ником.

Второй способ создания зоны ближайшего разви­тия был упрощением первого. Ученику предъявлялись для чтения «как можно быстрее» 5—10 знакомых слов. Измерялось затраченное время, рассчитывалась ско­рость чтения, как если бы он всегда читал в таком темпе. Этот показатель и задавался как желаемый.

Третий способ состоял в поинтервальном анализе читаемого учеником текста. Во время чтения текста в машинописной копии психологом делались пометки через каждые 20, 30 или 60 секунд. Скорость чтения редко оказывалась равномерной. Показатели высокой скорости отмечались специально и задавались как уровень, которого школьник может достичь, а если потренируется, то будет достигать всегда.

Достижение установки на безошибочность чтения также проводилось с применением графиков, где, ре­бенку показывалось, что скорость безошибочного чте­ния выше, чем скорость чтения с ошибками. При ошибочном чтении ставилась специальная задача организовать движение глаз ребенка слева направо. Для этого применялось действие пересчета цветных точек в направлении, соответствующем чтению. За­дания для этого были сконструированы следующие.

1. Ребенок должен был на карточке, где выложен обра­зец, — четыре точки из цветной бумаги, — выложить на специальной доске этот образец. Из кучи фишек он дол­жен был брать только одну фишку и выкладывать ее на доске. После безошибочного выполнения этого задания

Оглавление

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: Trying to access array offset on value of type bool

Filename: type_foreach/info-bottom-page-bookpages.php

Line Number: 38

A PHP Error was encountered

Severity: 8192

Message: preg_replace(): Passing null to parameter #3 ($subject) of type array|string is deprecated

Filename: type_foreach/info-bottom-page-bookpages.php

Line Number: 38

Запись в СПб по тел: или по скайпу: My status

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации