телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Аутизм

- детское психическое расстройство, которое классифицируется по DSМ-І? как стойкая задержка развития. Дети, страдающие аутизмом, плохо реагируют на окружающее, имеют слабые навыки общения и могут вести себя непредсказуемым образом. Аутизмом в основном страдают дети мужского пола; две трети больных остаются психически ущербными и в зрелом возрасте. Возможно, эта цифра не отражает истинного положения вещей, так как исследования ограничены теми пациентами, которые не принимали участия в программах усиленной терапии. Главными характеристиками аутизма являются:

- неотзывчивость. Дети, страдающие аутизмом, проявляют равнодушие к окружающей обстановке и отсутствие интереса к другим людям. Повседневная деятельность, в которой они участвуют, носит поверхностный и пассивный характер;

- языковые проблемы и дефицит общения. Многие дети, страдающие аутизмом, вообще не могут говорить, а остальные имеют серьезные изъяны речи;

- ограниченные творческие способности и анормальные реакции на окружающее. Дети, страдающие аутизмом, играют и взаимодействуют с окружающей средой необычными способами. Для них характерна чрезмерно острая реакция даже на незначительные изменения в привычных занятиях.

Существует несколько объяснений причин аутизма. Перечислим некоторые из них:

- перцептуально-когнитивные: аутизм происходит от неспособности интерпретировать звуки или от чрезмерной избирательности в восприятии внешних стимулов. Ребенок страдает перцептуальными или когнитивными расстройствами, которые делают обычное общение или взаимоотношения практически невозможными;

- биологические: исследователи называют несколько возможных причин, включая генетические факторы, осложнения при родах и неврологическую дисфункцию;

- воздействие семьи и окружающей среды. Согласно этому мнению, которое ныне считается устаревшим, аутизм может быть вызван (по крайней мере, косвенно) личными качествами родителей или анормальными схемами взаимодействия между родителями и детьми;

- более современным объяснением аутизма является задержка в развитии по теории разума: ребенок не может развить теорию о том, что люди, включая и его самого, обладают разумом. Таким образом, он не может представить мысли или предвидеть поведение других людей.

В лечении детей, страдающих аутизмом, существуют определенные проблемы, так как они плохо приспосабливаются к переменам в привычной деятельности, а их непредсказуемое поведение может помешать действенному лечению. При бихевиористском подходе особенно трудно найти эффективный положительный стимул для работы с такими детьми. Не существует чудесных средств, которые могли бы полностью излечить ребенка от аутизма, хотя следующие методики помогают пациенту более эффективно общаться с окружающим миром:

- коррекция поведения. Стимулирует желательное поведение, избирательно подкрепляя адекватные поступки и время от времени наказывая за неадекватные поступки;

- лекарственные препараты. Хотя психотропные средства сами по себе приносят мало пользы, их применение в сочетании с другими методиками может дать положительный эффект;

- выработка навыков общения. Использование невербальных способов общения, таких как язык жестов и табличек с символами, помогает детям общаться с терапевтом.