телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Социограмма

— графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью теста социометрического при исследовании отношений межличностных в группах малых (социометрия). Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых), «париев» (от коих все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку анализ социометрический может дать лишь самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой группе малой, социограмма отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы.

Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении социограммы используются такие понятия, как выбор, выбор взаимный, выбор ожидаемый, отклонение, отклонение взаимное, отклонение ожидаемое.

Различаются социограммы коллективные и индивидуальные. Среди коллективных особенно распространенными являются социограммы, разработанные создателем этого метода Дж. Морено, фиксирующие и отражающие картину эмоциональных предпочтений — симпатий и антипатий — и позволяющие наглядно, в виде схем, представить ряд характеристик личностей и группы в целом. В них члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности — в центре либо на периферии; при этом отражаются практически все связи, объединяющие субъектов. Типичные конфигурации взаимоотношений — цепи, треугольники, квадраты и пр. Но этот способ имеет существенный недостаток — при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей практически невозможно.

При проведении исследований социометрических делались попытки стандартизовать и рационализовать построение социограммы. Определенный прогресс здесь связан с разработкой и широким внедрением в практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на «популярных», «средних» и «непопулярных» членов; каждый из них в соответствии с этим помещается в определенный круг социограммы-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляется несколько социограмм коллективных.

Социограммы индивидуальные позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе — например, отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы, выделить «отверженного» или «изолированного» индивида.