Социобихевиоризм
— особенно активно формировался в 60-е гг. Новым по отношению, к бихевиоризму выступает представление о том, что человек может овладеть поведением не путем собственных проб и ошибок, но наблюдением за опытом других и за подкреплениями, сопутствующими тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»).
Это важное отличие предполагает, что поведение становится когнитивным — содержит познавательную компоненту, в том числе символическую. Этот механизм оказывается важнейшим в ходе социализации, на его основе формируются способы поведения агрессивного и кооперативного. Наблюдение может не только формировать новые формы поведения, но и активизовать усвоенные, прежде не проявлявшиеся.
В связи с этим своеобразно трактуется проблема наказаний и запретов в воспитании. Наказывая ребенка, взрослый демонстрирует ему агрессивную форму поведения, находящую положительное подкрепление — в виде успеха в принуждении и самоутверждения; и ребенок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии.
«Лики родительской любви»
Мы все не избежим печального конца