телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Психология пропаганды

— прикладной раздел психологии социальной, имеющий предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на ход и результаты этого процесса. В психологии пропаганды рассматриваются:

1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость;

2) психологическая сторона процессов появления и функционирования общественных настроений и общественного мнения;

3) способы побуждения людей к действиям — в связи с объектами установок и мнений.

Как самостоятельный раздел психологии социальной она возникла в первой половине XX в. в США, где ее развитие связано с работами Б. Берельсона, X. Кентрила, П. Лазарсфельда, Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы были едины в манипуляторском подходе к сознанию аудитории, даже если исходили из взаимоисключающих философских посылок. Позднее проведенные ими исследования стали основой разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности.

Цель психологии пропаганды — выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений в их связи с состоянием сознания аудиторий и возможностями конкретных средств массовой коммуникации — для оптимального решения определенных социально-политических задач.

Одна из исследовательских задач психологии пропаганды — изучение реальных и потенциальных аудиторий с позиции их ориентации ценностных и потребностей в информации. Ею также анализируются процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием субъектом. Важное направление — выявление критериев эффективности пропаганды.

Современная психология пропаганды учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая противоречащее их жизненным интересам.