Психология педагогическая
— отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует:
1) психологические вопросы целенаправленного формирования деятельности познавательной и общественно значимых качеств личности;
2) условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения;
3) возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
4) взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива;
5) психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя).
С известной условностью, связанной с реальным единством обучения и воспитания, можно выделить такие разделы психологии педагогической:
1) психология обучения, исследующая закономерности усвоения знаний, умений и навыков;
2) психология воспитания, изучающая закономерности активного, целенаправленного формирования личности. Позднее выделились психология учителя и исследования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.
По сферам применения психологии педагогической выделяются:
1) психология воспитания дошкольного (-> психология дошкольная);
2) психология обучения и воспитания в возрасте школьном (-> психология школьная) — с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику (-> психология возрастная);
3) психология образования профессионально-технического;
4) психология школы высшей.
«Лики родительской любви»
Мы все не избежим печального конца