телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Психология инженерная

— отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, деятельность в системе человек-машина, взаимодействие человека и технических устройств. Возникла в условиях научно-технической революции, преобразовавшей структуру производственного труда, важнейшими составляющими коего стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятие решений в условиях ограниченного времени.

Основная задача психологии инженерной — исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком, производимых при проектировании технических устройств и управлении ими.

Основные проблемы психологии инженерной:

1) анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами, в частности компьютерами;

2) исследование деятельности совместной операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними;

3) анализ психологической структуры деятельности оператора, ее психофизиологических и психологических аспектов;

4) исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов;

5) исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорного «входа» человека;

6) анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов;

7) исследование процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком, характеристик его речевого и моторного «выхода»;

8) разработка методов психодиагностики, ориентации профессиональной и отбора специалистов операторского профиля, их обучения и расстановки кадров;

9) анализ и оптимизации процессов обучения операторов.

10) инженерно-психологическое проектирование и психологическое обеспечение научной организации труда.

В ходе развития психологии инженерной произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению деятельности в целом; от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы; от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.

В 50-е гг. основной предмет исследований психологии инженерной составляли процессы восприятия отдельных элементов приборов; в 60-е гг. — процессы восприятия показаний прибора в целом; в 70-е гг. перешли к исследованию взаимодействия оператора с многокомпонентными системами отображения информации. Ныне исследуются сложные процессы взаимной адаптации человека и управляемой системы. В зависимости от степени ответственности человека и сложности системы управления эта адаптация может реализоваться на разных уровнях. Разработанные методы индивидуальной адаптации применяются также в учебных информационных средствах для школьников со сложными аномалиями зрения.

Внедрение научных результатов психологии инженерной в практику хозяйства производится путем инженерно-психологического проектирования рабочих мест операторов, пультов управления, средств и систем отображения информации. Сформулирован ряд общих принципов синтеза таких систем: оптимальная лаконичность, автономность, структурность; акцент на элементах контроля и управления и их взаимном соответствии; разделение детальной и интегральной информации во времени и в пространстве; индивидуально-оперативная адаптация потока сигналов к темпу работы, и пр.

В психологии инженерной выделяются:

1) внешние факторы сложности деятельности;

2) психологические факторы сложности — характеристики субъективного образа, концептуальной модели управляемого объекта;

3) психологические критерии сложности — показатели эффективности, качества, надежности, напряженности труда человека.

Для выявления и количественной оценки психологических факторов деятельности человека-оператора применяется комплекс методов, разработанных в разных отраслях теоретической и прикладной психологии: методы алгоритмизации, построения обобщенных блочных структур; выделение операций и действий; регистрация психофизиологических показателей и моторных компонент; наблюдение, самоотчет, интервью, и пр. Введение психологических факторов сложности позволило преодолеть ограниченность представления человека-оператора как «ящика черного», кое перешло в психологию инженерную из кибернетики и господствовавшего в прошлом бихевиоризма.

В отечественной психологии инженерной сформулированы концепции: оператора активного; включения; системы деятельности психологической; структур алгоритмических; структур идеализованных; взаимодействия полисенсорного; многоуровневой взаимной адаптации человека и машины; теории обучения трансформационной; факторов сложности психологических, и пр. (=> эргономика).