Моделирование
— в психологии — исследование процессов и состояний психических с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. Под моделью здесь понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некие существенные свойства системы-оригинала.
Наличие отношения частичного подобия — гомоморфизма — позволяет использовать модель как заместитель или представитель изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы — действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания.
Этот метод широко распространился в психологии с 50-х гг. XX в., когда развитие кибернетики сделало возможным моделирование различных аспектов целенаправленной деятельности живых существ. Нечто подобное было в определенной степени предвосхищено в работах П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна, создавших модели сложных физиологических систем функциональных человека, содержавшие все основные компоненты кибернетических моделей поведения.
За сравнительно короткий срок появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Моделирование охватило и самые сложные виды интеллектуальной деятельности, как игра в шахматы и решение разнообразных задач. Особенно перспективным оказалось понимание процессов психических по аналогии с процессами вычислений, выполняемыми компьютерами. Часть авторов пытаются найти структурное подобие между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков компьютера. Эта «метафора компьютерная» особенно распространена в современной психологии когнитивной. Других авторов привлекает не функциональная архитектура компьютера, а его вычислительные возможности; здесь моделирование фактически сливается с работами, ведущимися в таких разделах кибернетики, как интеллект искусственный и зрение машинное.
Модели психических и психофизиологических функций — это компьютерные программы, конкретная реализация коих сильно зависит от выбранного языка программирования. Несмотря на ряд примеров успешного моделирования психических и психофизиологических процессов (психолингвистические модели понимания, распознающие системы, интегральные роботы и пр.), в целом преобладает мнение, что для создания полноценных психологических теорий использования одного этого метода принципиально недостаточно. С помощью формальных моделей, как правило, не удается дать однозначное описание наличных данных. Чтобы уменьшить произвольность интерпретации этих данных, нужно использовать результаты качественного психологического анализа.
«Лики родительской любви»
Мы все не избежим печального конца