телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Подкрепление

- процесс, с помощью которого закрепляется реакция организма. Если событие следует за реакцией и в результате этой связи возрастает вероятность повторения реакции в будущем, мы говорим о подкреплении. Оно может быть либо позитивным (реакция сопровождается чем-то необходимым или желанным для организма), либо негативным (реакция сопровождается завершением неприятных ощущений или аверсивной ситуации). В обоих случаях происходит закрепление реакции и увеличивается вероятность ее проявления. Нейтральные стимулы (события, не имеющие особого значения для организма) могут сочетаться с положительными стимулами — например, с едой — и таким образом становятся вторичными положительными стимулами. Наиболее очевидным примером вторичного положительного стимула, конечно же, являются деньги.

Если вторичный положительный стимул контролирует множество разных реакций, он называется «генерализованным вторичным стимулом». Так, деньги можно использовать для подкрепления самых разных реакций. Вторичные положительные стимулы могут быть более эффективными в экспериментальной ситуации. так как их действенность зависит лишь от нашего восприятия, а не от биологической обратной связи, необходимой для первичных положительных стимулов, имеющих биологическую природу.

Положительными стимулами могут быть не только вещи или события, но и действия, которые сами по себе являются наградой для выполняющего их организма. В соответствии с принципом Премака, желательное действие (например. просмотр футбольного матча по телевизору) можно использовать для подкрепления менее желательного действия (завершение лабораторной работы). Когда реакция закрепляется, ее можно поддерживать через использование частичного, или промежуточного подкрепления (см. Схемы подкрепления). У организмов, получающих промежуточное подкрепление вслед за окончанием действия положительного стимула, затухание реакции происходит значительно медленнее. В качестве знакомого примера можно назвать игровые автоматы, называемые «однорукими бандитами». Поскольку выигрыш выпадает лишь время от времени, мы продолжаем играть гораздо дольше, чем в том случае, если бы автомат выплачивал выигрыш единовременно, а затем вообще прекращал платить.