Поведение: уровень
— принято различать пять уровней поведения — от таких врожденных стереотипных форм адаптации, как таксисы и рефлексы (и, в некоих отношениях, поведение инстинктивное) до приобретенных, модифицируемых форм, связанных с мышлением.
Относительная роль каждого из этих уровней у животных разной степени развития такова:
1) таксисы — их проявление максимально у простейших, средней степени — у червей и насекомых и сходит на нет уже у примитивных млекопитающих;
2) рефлексы — их проявление неясно у простейших, максимально у кишечнополостных, среднее у червей и насекомых и понемногу сходит на нет у животных более высокой степени развития, однако даже у человека не исчезает полностью;
3) поведение инстинктивное — его проявление едва намечается у кишечнополостных, достигает максимума у насекомых, средней степени — у птиц и низших млекопитающих и близко к нулю у человека;
4) научение — его проявление намечается у червей, средней степени — у рыб, амфибий, рептилий и достигает максимума у приматов и человека;
5) деятельность рассудочная — ее проявление намечается у примитивных млекопитающих, далее возрастает, резко — на ступени высших приматов и достигает максимума у человека.
По мере повышения организации животных врожденные стереотипные реакции все более вытесняются приобретенными формами поведения.
«Лики родительской любви»
Мы все не избежим печального конца