телефон: +7(812) 941-0-945
skype:
Чиню мозги и мебель
Новости сайта:
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог и реставратор в СПб

Человек: подход комплексный

(комплексный подход к человеку) — систематическое изучение целостного индивидуалвно-психологического становления человека на всех этапах его пути жизненного. Согласно принципам подхода комплексного к человеку, сформулированным Б. Г. Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех планах:

1) онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций — характеристика человека как индивида;

2) становление деятельности и истории развития человека как субъекта труда — характеристика человека как субъекта деятельности;

3) путь жизненный человека — характеристика человека как личности. Результат объединения всех свойств индивида, личности и субъекта деятельности образует психологическую неповторимость человека, его индивидуальность. Развитие человека рассматривается прежде всего с позиции формирования его как индивидуального целого, как конечный результат такого взаимодействия «натурального» и «культурного» рядов, онтогенеза и биографии, характер коего обусловлен в первую очередь конкретно-историческими условиями общественной жизни человека, когда структура социальных связей, реализующихся в деятельности совместной с другими людьми и в общении, переходит во внутреннюю структуру самой личности. Подход комплексный к человеку как целостному образованию, явленному в единстве его природных и социальных условий, позволяет исследовать его психологическое содержание по двум направлениям:

1) субординационному или иерархическому, согласно коему более сложные и общие специальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационному, согласно коему взаимодействие различных психических свойств и функций допускает относительную их автономию. Показана сложная, но устойчивая взаимосвязь характеристик человека как индивида и как личности, выявлены закономерные стадии их появления и развития, определены возрастные и половые различия в их функционировании, установлена взаимосвязь между сенсорными, интеллектуальными, мнемическими и другими функциями и их зависимость от индивидуального жизненного пути человека.